Гогенштауфен — горный массив у города Гёппингена в виртембергском Дунайском округе. На вершине развалины родового замка Гогенштауфенов; на полусклоне селение с реставрированной древней капеллой, с надписью о посещении ее императором Фридрихом Барбароссой.
Гогенштауфены (нем. Hohenstaufen) — династия южно-германских королей и императоров Священной Римской империи (1138—1254).
Представители:
- Фридрих I, сын Фридриха фон Бойрена, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1079—1105 - Фридрих II р.1090, сын Фридриха I, герцог Швабии и Эльзаса 1105—1147 - Конрад III р.1093, сын Фридриха I, герцог Франконии 1105—1138, Римский король 1127—1132, 1138—1152 - Фридрих I Барбаросса р.1122, сын Фридриха II, герцог Швабии и Эльзаса 1147—1152, Римский король 1152—1155, герцог Франконии 1152—1168, Римский император, король Германии и Италии 1155—1190, герцог Сполето, маркиз Тосканы 1174—1190 - Конрад р.1135, сын Фридриха II, пфальцграф на Рейне 1156—1195, ум. 1197 - Генрих, сын Конрада III, герцог Франконии 1138—1150, Римский король в 1147—1150 - Фридрих IV, сын Конрада III, герцог Франконии 1150—1152, герцог Швабии и Эльзаса 1152—1167 - Фридрих V р.1164, сын Фридриха I, герцог Швабии и Эльзаса 1167—1169 - Генрих VI р.1166, сын Фридриха I, Римский король 1168—1191, король Италии 1186—1197, герцог Сполето, маркиз Тосканы 1190—1197, Римский император, король Германии 1191—1197, король Сицилии 1194—1197 - Фридрих VI (также называется Фридрихом V, настоящее имя Конрад) р.1167, сын Фридриха I, герцог Швабии и Эльзаса 1169—1191 - Оттон I р.1170, сын Фридриха I, пфальцграф Бургундии 1184—1200 - Конрад II, сын Фридриха I, герцог Франконии 1167—1196, герцог Швабии и Эльзаса 1191—1196 - Филипп р.1176, сын Фридриха I, князь-епископ Вюрцбурга 1190—1191, герцог Тосканы 1195—1208, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1196—1208, Римский король 1198—1208, пфальцграф Бургундии 1200—1208 - Фридрих II р.1194, сын Генриха VI, Римский король 1196—1220, король Сицилии 1197—1250, герцог Сполето, маркиз Тосканы 1197—1210, 1218—1250, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1212—1216, Римский император, король Германии и Италии 1220—1250, король Иерусалима 1225—1228 - Генрих (VII) р.1211, сын Фридриха II, король Сицилии 1212—1242, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1216—1235, Римский король 1220—1235 - Конрад IV р.1228, сын Фридриха II, король Иерусалима 1228—1243, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1235—1254, Римский король 1237—1254, король Сицилии 1250—1254 - Энцио, сын Фридриха II, король Сардинии 1238—1249, ум.1272 - Манфред р.1232, сын Фридриха II, принц Таранто 1250—1258, король Сицилии 1258—1266, герцог Сполето, маркиз Тосканы 1260—1266 - Конрад V (Конрадин) р.1252, сын Конрада IV, Римский король, король Иерусалима, герцог Франконии, Швабии и Эльзаса 1254—1268
Авилес (Aviles), город и порт на севере Испании, на побережье Бискайского залива в устье реки Авилес, в автономной области Астурия, в провинции Овьедо.
В Авилесе сохранилось много средневековых зданий, в том числе такие прославленные образцы испанской готики как церкви Сан-Николас (12 в., неоднократно реставрирована), Сабуго (13 в.), Св. Франциска; дворцы Кампосаградо, Вальдекарсана и Феррера. В церкви Св. Фомы похоронен знаменитый испанский мореплаватель и конкистадор Педро Менендес-де-Авилес, основатель г. Сент-Огастин (США, Флорида). В 1155 г. Авилес получил одним из первых статут «фуэроса» от короля Альфонса VII.
В конце IX в., первый христианский князь Борживой из рода Пршемысловичей основал на месте Праги княжеское городище, в будущем ставшее главным местом пребывания правителей этой династии. Резиденция епископа разместилась в Пражском Граде в 973 г. В XII в. возникли нынешние крепостные стены с башнями в результате общей перестройки Града Собеславом I. В 1158 г Пражский Град превратился в центр Чешского государства.Наивысший расцвет Пражского Града относится к XIV в., когда во времена правления Карла IV город стал резиденцией императора Священной Римской империи. В планы Карла IV входило превратить Прагу в крупный европейский центр. В соответствии с этим здесь развернулись широкомасштабные строительные работы.Однако в 1382 г. Вацлав IV, наследник короны сын Карла перенес королевскую резиденцию в Старый Город. Однако вместе с Владиславом Ягеллонским двор вернулся в Пражский Град в 1484 г. Владислав Ягеллонский начал его перестройку Града в стиле поздней готики. В 1526 г. Габсбурги, «перелицевавшие» город в стиле ренессанс, вступили на чешский трон.
Градчаны прилегают к Пражскому Граду и первоначально представляли собой ничем не защищенное поселение подданных Града приблизительно до 1320 г. Тогда они получили статус города, и были обнесены крепостной стеной. В 1360—1362 гг. в связи с увеличением площади поселений, император Карл IV построил новый ряд оборонительных сооружений.
На том же берегу Влтавы, что и Градчаны, находится Малая Сторона. В IX—X вв. на этих землях возникло торговое поселение. «Король золотой и железный», Пршемысл Отакар II в 1257 г. решил основать здесь город. Выбранная им территория была обнесена крепостной стеной и заселена немецкими колонистами. В 1360—1362 гг. Карл IV воздвиг новую крепостную стену и в Малой Стороне, одновременно со строительством оборонительных укреплений в Градчанах. Основная часть готической застройки города была уничтожена в 1419 г., в период гуситского восстания. Пожар 1541 г. уничтожил то, что успели восстановить к тому времени.
Старый город (чешск. Staré Město) расположен на правом берегу Влтавы. Он вырос из мелких поселений, которые возникли на важном перекрёстке торговых путей между западом и востоком и вдоль берега Влтавы в X веке.При короле Вацлаве I, который в 1232—1234 гг. выстроил мощные крепостные стены. Старый Город получил городские права. Чешские короли перенесли сюда свою резиденцию в XV веке.
В 1348 г. по соседству со Старым Городом император Карл IV основал Новый Город — самую новую часть Праги. Существовавшие здесь древние поселения и новые постройки охватило кольцо укреплений. Новый город стал первым в Европе городом, построенным по заранее разработанному плану. Здесь селилось купечество, а также ремесленники и мелкие торговцы, что было отражено в названиях улиц и площадей.
Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей.
Здание начали строить примерно в 1632 г. и завершили в 1653 г., работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Абд уль-Карим Maмур Хана, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным архитектором обычно считают Лахаури.
Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре - розовым, а в лунную ночь — серебристым.
Монастырь был назван в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. В 848г. Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем.
В 906г. была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII в., однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Г
К южной стороне главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель) построенная в 848г., но перестроенная заново при содействии Сюникского царя Смбата II в 1047г., представляющая широко распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне, перекрытый цилиндрическим сводом. К числу уникальных произведений архитектурно-инженерного искусства Армении относится ”Гавазан” (Посох) воздвигнутый в 904г. во дворе, возле жилых помещений монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней, столб, высотой 8м, завершающийся орнаментированным карнизом над которым возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и, даже, от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря шарнирному соединению, наклоняется и возвращается в исходное положение.
К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) построенная в 1087г., представляющая небольшой купольный зал с нишами, на всех, кроме заподного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием.
В1171г. монастырь подвергся нападению и разграблению турок-селджуков, которые предали огню более десяти тысяч рукописей.
В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает около 1000 обитателей; студенты монастырской школы, преподаватели, художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и др. В 1286г. католикос Всеармянский Костандин II Катукеци рукоположил в городе Сисе-столице Киликийской Армении, настоятеля монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против униатов-сторонников Католической церкви.
В 1390-1435гг. при монастыре действовал Татевский универститет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа.