Монастырь был назван в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. В 848г. Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем.
В 906г. была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII в., однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Г
К южной стороне главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель) построенная в 848г., но перестроенная заново при содействии Сюникского царя Смбата II в 1047г., представляющая широко распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне, перекрытый цилиндрическим сводом. К числу уникальных произведений архитектурно-инженерного искусства Армении относится ”Гавазан” (Посох) воздвигнутый в 904г. во дворе, возле жилых помещений монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней, столб, высотой 8м, завершающийся орнаментированным карнизом над которым возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и, даже, от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря шарнирному соединению, наклоняется и возвращается в исходное положение.
К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) построенная в 1087г., представляющая небольшой купольный зал с нишами, на всех, кроме заподного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием.
В1171г. монастырь подвергся нападению и разграблению турок-селджуков, которые предали огню более десяти тысяч рукописей.
В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает около 1000 обитателей; студенты монастырской школы, преподаватели, художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и др. В 1286г. католикос Всеармянский Костандин II Катукеци рукоположил в городе Сисе-столице Киликийской Армении, настоятеля монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против униатов-сторонников Католической церкви.
В 1390-1435гг. при монастыре действовал Татевский универститет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа.
Источник: acher.ru
|