Ангкор-Ват — гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).
Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землёй на 65 м и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира.
Вдоль каждого из трёх уровней проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Галереи второго уровня украшены скульптурными изображениями танцовщиц, общее количество которых около двух тысяч.
Ангкор-Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.
Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Сегодня является одной из главных туристических достопримечательностей Камбоджи.
Храм Неба (Тяньтань, кит. 天壇, пиньинь Tiāntán) — единственный храм круглой формы в Пекине, занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Вокруг храма выстроен храмовый комплекс, площадью 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Построен в 1420 году в эпоху правления императора Юн Лэ династии Мин. Изначально храм назывался храмом неба и земли, но после строительства в 1530 году отдельного храма земли стал выполнять функцию поклонению Небу.
Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в тоже время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная архитектура здания (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу. В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывают сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.
Турецкая баня или «хаммам» своим происхождением обязана римским термам. Название «хаммам» произошло от арабского слова «хам» — жар. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах . Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо еще пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря « Чистота — половина веры».
Турецкие бани получили массовое распространение. В последствии в Турции развилась особая философия «хаммам», с ней были связаны особые традиции и ритуалы. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения. Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Основной отличительной чертой этого типа бань является особый температурный режим. Она не такая жаркая, как обычная баня или сауна (температура в диапазоне от 30 до 55 градусов), идеально подходит для людей, которые не любят или не переносят высокие температуры. Это также обеспечивает турецкой бане популярность среди женщин. Женские бани в Турции всегда строятся рядом с мужскими, имеют один источник снабжения водой и теплом, но входы разные. В случае, когда средств у местной общины или застройщика, выражаясь современным языком, на строительство отдельной бани не хватало, баня строилась одна. Для женщин выделялся отдельный день (нередко они делят с мужчинами четные и нечетные) в который поперек входной двери просто вешается веревка как знак «женского дня». Это относится к большому числу мусульманских стран Ближнего Востока и Средней Азии.
Для турецких женщин посещение бань представляет отдельный ритуал, часть общественной жизни, место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, посплетничать. Каждый турок раз в неделю обязан отпустить свою жену в баню. Женщины всегда собирались в хаммам как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости. В хаммаме они пили кофе, обсуждали мужей и других мужчин, нередко проводя там весь день с утра до вечера.
Купол Скалы (ивр. כיפת הסלע — Кипат hасела;араб. مسجد قبة الصخرة — Масджи́д Кубба́т ас-Сахра; англ. Dome of the Rock) — монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с мечетью Аль-Акса. Помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент. По повелению омейядского халифа Абд аль-Малика (65-86 г хиджры / 684—705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687—691 годах два инженера, Раджа бен Хайва из Бисана и Язид бен Салям из Иерусалима, назначенные Абд аль-Маликом, воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж. Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название.
Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу — это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк Мухаммед, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира (см. Камень основания).
Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных». 15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.
Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервосский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Название цистерцианцы происходит от первой обители ордена — монастыря Цистерциум, основанного в 1098 св. Робертом Молемским на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux, французский департамент Кот-д’Ор). Позднее монастырь стал называться просто Сито.
В 1119 году папа Каликст II утвердил конституцию ордена «Carta Caritatis», которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Цистерциум; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов.
Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Лаферте (с 1113), Понтиньи (с 1114), Клерво (с 1115) и Моримонского (с 1115) — составлял коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нём участие, аббаты более отдаленных — через более продолжительные промежутки времени. В середине XII века начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров.