Несомненно, самым знаменитым
архитектурным сооружением Рима и его главным символом является Колизей
(Амфитеатр Флавиев) — крупнейший из древнеримских амфитеатров и одно из
величайших сооружений древности. Он расположен между Эсквиллинским, Палатинским
и Целиевским холмами.
Строительство Колизея было начато
императором Веспасианом Флавием (69-79), а завершено в 80 году нашей эры его
сыном — императором Титом Флавием (79-81). Первоначально он назывался
Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), а современное название (лат.
Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) появилось в VIII веке, и связано либо с
колоссальностью размеров этого сооружения, либо с тем, что поблизости была
расположена гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
При императоре Макрине (217—218) Колизей сильно
пострадал в результате пожара, но был реставрирован при Александре Севере
(222—235), и уже в 248 году при императоре Филиппе в нём состоялось грандиозное
празднование тысячелетия Рима.
С утверждением христианства Колизей стал
приходить в упадок. Император Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы
как несогласные с духом христианства, однако звериные травли продолжали
происходить в Амфитеатре Флавиев вплоть до смерти короля остготов Теодориха
Великого (470 — 526). Затем для Колизея наступили тяжёлые времена.
В результате нашествий варваров Амфитеатр Флавиев
пришёл в запустение. В 11 – начале 12 веков Колизей служил крепостью для
знатных римских родов, ведущих борьбу за власть. Император Генрих VII (1311-1313)
подарил амфитеатр сенату и народу. В 1332 году римская знать устроила в нём бои
быков.
В 14 веке началось постепенное разрушение Колизея,
его стали расценивать как источник строительного материала. Например, в XV и
XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого
венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел
III — паллацо-Фарнезе. В результате здание амфитеатра было сильно обезображено.
Но на этом его бедствия не прекратились. Папа Сикст V (1585-1590) планировал разместить
в Колизее суконную фабрику, а Климент IX (1667-69) превратил его в завод по
обработке селитры.
Однако с середины XVIII столетия папы стали
бережнее относиться кКолизею в связи с
тем, что Бенедикт XIV (1740-1758) взял
здание амфитеатра под свою защиту. Он посвятил его Страстям Христовым как
место, обагренное кровью христианских мучеников, и распорядился водрузить
посреди арены огромный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память
истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Христа. Все эти предметы были
убраны из Колизея лишь в 1874 году. Преемники Бенедикта, в особенности Пий VII
и Лев XII, продолжали следить за сохранностью уцелевших частей амфитеатра и
подкрепили контрфорсами аварийные стены, а папа Пий IX (1846-1878) исправил в
нём часть внутренних лестниц.
В наше время по распоряжению итальянского
правительства ведутся археологические исследования, приведшие к открытию
подвальных помещений амфитеатра. Колизей стал главным символом Рима и одним из самых
посещаемых туристических объектов в мире. В XXI веке Амфитеатр Флавиев был
признан одним из Семи Новых чудес света.