Открытия, сделанные в 1906-1910
гг. английской археологической экспедицией под руководством Даукинса, дали
импульс к пересмотру сложившегося в науке представления о начальных этапах
истории Спарты. Раскопки велись в одном из самых древних спартанских храмов -
святилище Артемиды (Орфии).
В результате раскопок было
найдено много художественных изделий местного, лаконийского происхождения, изготовленных
в 7-6 веках до н. э. Среди находок -прекрасные образцы расписной керамики, не
сильно уступающие по качеству лучшим творениям коринфских и афинских мастеров
того же времени; уникальные, нигде более не встречающиеся терракотовые маски; вещи
из золота, янтаря и слоновой кости; вазы, рельефы, миниатюры, статуи, бронзовые украшения, камеи.
Эти находки определённо свидетельствовали
о том, что Спарта архаического периода по праву могла считаться одним из главных
центров художественного ремесла в Элладе. Всё это совершенно не увязывалось с представлением
о суровом и аскетическом образе жизни спартанцев и почти полной изолированности
Спарты от остального мира.
Этому было возможно найти только
одно объяснение: в период расцвета спартанского искусства "Ликургово
законодательство" ещё не вступило в силу, и Спарта существовала как стандартное
архаическое государство, почти ничем не отличаясь от других древнегреческих
полисов.
Раскопки показали, что высшей
точки расцвета лаконская художественная школа достигла в первой половине 6-ого века.
Затем, около середины того же столетия, начался стремительный упадок, не
мотивированный никакими внешними причинами (войнами): сильно ухудшилось
качество изделий местного производства, совершенно исчезли предметы чужеземного
происхождения. Именно в этот период Спарта замкнулась в себе и превратилась в
государство-казарму, каким ее знали греческие историки 5-4 веков.