Вавилон (англ.: Babylon, др.-греч.: Βαβυλών; от аккадского названия Bāb-ili(m), т.е. «Врата Бога») – один из крупнейших городов Древнего мира. Он располагался на берегах Евфрата, приблизительно в 90 км южнее современного Багдада (в иракской провинции Бабиль). Руины древнего города были частично раскопаны в начале 20-го века. Вавилон являлся столицей Вавилонского царства, которое в течение некоторого времени господствовало над обширными территориями Южного Междуречья. Период расцвета города продолжался с 1800 года до н.э. до 100 года н.э. Город был знаменит своей башней, а также Висячими садами Семирамиды, которые считались одним из чудес Древнего Мира. Первоначально к чудесам света также относились Стены Вавилона.
Первые упоминания о Вавилоне датируются уже концом 3-го тысячелетия до нашей эры, но тогда он был лишь малозначимым городком. Суму-Абум (правил с 1894 по 1881 гг. до н.э.), основатель Первой Вавилонской династии, сделал его административным центром своего царства. При царе Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 гг. до н.э.), самом известном древневавилонском правителе, начался период расцвета города. Однако тексты, датируемые периодом правления Первой Вавилонской династии, являются редкостью, при этом среди них нет ни одного из дворцового архива, который до сих пор так и не был обнаружен. Завоевание Вавилона хеттами при царе Мурсили I (правил Хеттским царством с 1620 по 1595 гг. до н.э.) плохо подтверждено документами, поэтому его точная дата не известна (предположительно, около 1595 г. до н.э.). Достоверно известно лишь, что оно произошло в период правления Самсу-дитаны (Samsu-ditana), последнего царя Первой Вавилонской династии. Согласно средней системе хронологии Месопотамии, Вавилон был завоеван в 1595 году до нашей эры, а по сверхкороткой системе хронологии профессора Германа Гаше (Hermann Gasche) из Гентского университета – в 1499 году до н.э. После падения города совершенно перестали появляться письменные документы, имевшие отношение к нему, а следующие документы, вновь содержащие упоминание о Вавилоне, датируются уже периодом господства касситов, то есть были составлены, предположительно, примерно на 100 лет позже.
Касситы на 400 лет захватили власть в городе, возможно, после какого-то события, произошедшего при Гулькишаре, правителе Вавилона из династии царей Страны Моря. Когда в 14-м веке до нашей эры касситский царь Вавилонии Куригальзу I (правил с 1390 по 1370 гг. до н.э.) основал город-резиденцию Дур-Куригальзу, Вавилон остался духовно-религиозным центром страны. В конце 13-го века (предположительно, около 1223 года до н.э.) город был завоеван ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I (правил с 1233 по 1197 гг. до н.э.), который повелел перевезти статую главного вавилонского божества Мардука в Ассирию. Вскоре после этого (около 1160 г. до н.э.) на Вавилон напал царь Элама Шутрук-Наххунте I (правил с 1190 по 1155 гг. до н.э.) и захватил множество произведений искусств и идолов, перевезя награбленное в свою столицу Сузы (Персия). Так завершился период касситского правления в городе.
Вавилон укрепился при царе Навуходоносоре I (правил с 1126 по 1104 гг. до н.э.) из Второй династии Исина, который вернул в город статую Мардука. Позже Вавилон был завоеван ассирийским войском под командованием Тиглатпаласара I (правил с 1115 по 1076 гг. до н.э.). Однако Навуходоносору I удалось снова освободить город от ассирийского владычества.
С подъемом Ассирии Вавилон в значительной степени утратил своё значение и в 7-м веке до нашей эры был дважды разрушен ассирийцами, в том числе в 689 г. до н.э. их царем Синаххерибом. В 626 году до нашей эры царский титул принял Набополассар, после чего он одержал победу над ассирийцами, разрушив в 612 году до н.э. с помощью мидийцев их столицу Ниневию. Около 600 года до нашей эры Навуходоносор II завоевал Иерусалим и повелел переселить в Вавилон определенные части его населения, прежде всего элиту. Это вавилонская ссылка сыграла решающую роль в развитии самосознания еврейского народа и была подробно описана в Библии: в Ветхом, а позже и Новом завете город был представлен как место безбожия, разврата и угнетения. При этом необходимо учитывать, что авторы Библии видели в этой ссылке большую угрозу для иудейской веры и поэтому описали в мрачных тонах пребывание евреев в Вавилоне, которое воспринималось ими как рабство. Навуходоносор II отразил вторжение египтян и правил территорией, простиравшейся от Палестины до Персидского залива. Во время его правления снова произошел расцвет Вавилона и всего царства.
Однако этот период расцвета продолжался недолго. В 556 году до нашей эры правителем города стал Набонид. Он осуществил экономические реформы, начатые Навуходоносором II, и лишил обширных земельных угодий храмы духовенства, исповедовавшего веру в Мардука. Кроме того, Набонид объявил верховным божеством бога Луны Сина. Это привело к тому, что, когда персидский царь Кир II Великий, исповедовавший веру в Мардука, захватил Вавилон в 539 году до нашей эры, враждебно настроенное к Набониду духовенство Вавилона объединилось с персами и сыграло решающую роль в поражении Набонида и Вавилонии.
Александр Македонский завоевал город после победы в битве при Гавгамелах (Арбелах) в 331 году до н. э. Позже он сделал Вавилон столицей своей империи и здесь же умер 10 июня 323 года до нашей эры.
В эпоху диадохов город входил в состав государства Селевкидов, однако утратил власть при господстве Македонии, во время которого была построена новая столица, Селевкия, куда переселили многих жителей Вавилона. Являлся ли город в период эллинизма полисом греческого типа, достоверно не известно. С одной стороны, нет сомнений в том, что не позднее, чем со времени Антиоха IV Эпифана, в городе существовали типичные для эллинизма строения (Театр, Гимназия, Агора), а также неоднократно упоминаемые «граждане» (politai), однако, с другой стороны, до сих пор нет никаких указаний на то, что в Вавилоне имелись такие типичные для полиса учреждения, как народное собрание, совет, магистраты.
Исследователи долгое время предполагали, что при Селевкидах Вавилон пережил закат и был окончательно покинут не позднее, чем в период господства парфян. Судя по всему, римский император Траян около 115 года нашей эры увидел здесь уже только руины города. Однако в последнее время эта точка зрения подвергается сомнению. Так, в своем Первом послании апостол Петр упоминает Вавилон как место своей деятельности, а в античный период Прокопий Кесарийский называет его местом изготовления битума. Поэтому в последнее время вновь возникла острая дискуссия о точном времени утраты городом своего значения.
Предполагается, что Вавилон являлся крупнейшим городом мира приблизительно с 1770 по 1670 и с 612 по 320 гг. до н.э. Возможно, он был первым городом, население которого превысило 200 тысяч человек, при этом его максимальная площадь, согласно оценкам, достигала 890-900 гектаров.
Он был полностью покинут жителями к моменту основания Римской империи, то есть приблизительно к началу нашей эры.
Архитектура Вавилона 2-3-го тысячелетий до нашей эры малоизвестна. Осуществление здесь раскопок долгое время оказывалось невозможным из-за высокого уровня грунтовых вод, а в последнее время им препятствуют проводимые в этом регионе Ирака боевые действия.
Согласно свидетельству древнегреческого историка Геродота, Вавилон был самым большим и великолепным из всех известных ему городов мира. Он был окружен гигантским кольцом крепостных стен. По словам Геродота, в крепостных стенах Вавилона длиной 86 километров имелось 100 ворот. Однако раскопки, проведенные немецким археологом Робертом Колдевеем (Robert Koldewey), показали, что длина городских стен составляла «всего» 18 километров. Кроме того, по данным всё того же Геродота, в городе имелись 3- и 4-этажные здания. Помимо этого, согласно его рассказам, в Храмовом районе располагалась ветхозаветная (Вавилонская) башня, с помощью которой люди хотели добраться до небес. Однако грек не упоминает в своих рассказах Висячие сады Семирамиды.
Уже вскоре после начала своих раскопок Колдевей понял, что указанные Геродотом размеры сильно преувеличены, хотя даже 18-километровый периметр крепостных стен весьма внушителен. Вавилон был построен на обоих берегах Евфрата. На восточном берегу реки он был обнесён двойной внутренней стеной и кольцом внешних стен, которые с севера были дополнительно защищены Цитаделью, также служившей в качестве летней царской резиденции.
Но собственно город находился внутри двойной крепостной стены с наружным периметром 1,5 на 2,5 километра. Ворота Иштар, восьмые из девяти ворот Вавилона, посвящены богине Иштар и имеют форму гигантской арки, выходящей на Дорогу Процессий. В непосредственной близости от ворот располагался Храм богини Нинмах. Дорога Процессий вела через весь город мимо Царского дворца к Храму бога Мардука и зиккурату Этеменанки, больше известному как Вавилонская башня.
Дворец Набопалассара был построен по образцу дворца ассирийского царя Синаххериба. Он состоял из квадратного внутреннего двора, 3 небольших личных помещений и 2 больших залов, то есть имел относительно скромные размеры. Навуходоносор II повелел возвести ещё 3 точно таких же здания и соединить их галереями с прежним комплексом; в одном из этих новых строений располагался царский тронный зал длиной 52 метра. Рядом были построены новые жилые здания для слуг, а также административные и складские сооружения. Предположительно там же были возведены Висячие сады.
Храм бога Мардука под названием Эсагила (Esagila) находился в Священном округе Вавилона. Это здание напоминало крепость с квадратным основанием. Входя внутрь храма, жрецы попадали в помещение, в котором стояла священная статуя Мардука. Однако в этом храме также поклонялись и многим другим божествам, которые, судя по всему, подчинялись Мардуку. Рядом с храмом возвышалась Вавилонская башня.
К югу от Ворот Иштар, в квартале Меркес, удалось раскопать жилые постройки. Особенно хорошо сохранились прежде всего дома нововавилонского периода с массивными стенами из сырцового кирпича и внутренним двором.
От эпохи Селевкидов до наших дней дошли лишь немногочисленные новые постройки, однако повсюду в городе видны следы реконструкции, относящиеся к этому времени. Дома нововавилонского периода, расположенные в квартале Меркес, были снова заселены в эпоху Селевкидов, а до этого, судя по всему, некоторое время пустовали. Во дворе одного из них находятся основания 4 колонн, указывающие на то, что здесь располагался перистиль. Сами колонны не сохранились. Возможно, они были деревянными. В том же самом доме была выложена ниша с дверным проемом и встроенной внутрь ванной. В восточной части Вавилона был воздвигнут Театр, здесь же были построены дворцы, которые продолжали использоваться и в эллинистический период, о чем свидетельствуют явно греческие архитектурные элементы, появившиеся в результате реконструкции. Речь идет о греческих антефиксах, обнаруженных почти во всех дворцах города, что говорит о том, что дворцы по-прежнему использовались и реконструировались в греческом стиле.
Согласно литературным источникам, при парфянах Вавилон стал медленно приходить в запустение. Правда, было обнаружено множество находок, прежде всего в жилой части города, которые свидетельствуют о том, что он по-прежнему оставался населенным. При этом, поскольку слои парфянской культуры расположены на самом верху, они чаще всего находятся в плохом состоянии. При этом прежде всего бросается в глаза, что парфяне отказались от древней планировки городских дорог, выбрав вместо неё новую. В то же время при них сохранялся и даже реставрировался Греческий театр в Вавилоне. Другие общественные здания не могут быть с уверенностью отнесены к этому периоду. В культурном слое этого периода обнаружено множество захоронений, которые совершались главным образом прямо под полами домов.