Чатал-Гуюк (Чатал-Хуюк) - неолитическое поселение 7-6-го тыс. до н. э. в Южной Турции (Конийская долина). Расположено на двух холмах - Восточном и Западном. Восточный исследован в 1961-63 англ. археологом Дж. Меллартом. Площадь 12,8 га, культурный слой свыше 6 м. Выделено 12 строительных горизонтов - последовательные этапы развития единой культуры.
Дома сырцовые, прямоугольные, состояли из жилой комнаты и подсобных помещений. Очаги - глиняные, прямоугольные. Застройка площади поселения очень тесная. Мелларт считает, что выход из домов вел на крыши, примыкавшие друг к другу и служившие улицами, а при террасообразном расположении соединявшиеся лестницами. Часть домов разделялась узкими проходами или группировалась вокруг открытого двора.
Основу хозяйства составляло земледелие: найдены остатки эммера, пшеницы однозернянки и двузернянки, голозерного ячменя, гороха, вики, миндаля, а также зернотерки и вкладыши для серпов. Возникло и скотоводство (преим. крупный рогатый скот). Многочисленны и совершенны по технике обработки изделия из кремня и обсидиана (наконечники копий и дротиков, кинжалы, ножи, скребки, сверла, бусы и др.). Начиная с нижних горизонтов найдены мелкие изделия из самородной меди и свинца (бусы, подвески, перстни, булавки, шилья). Из кости сделаны пряжки, подвески, перстни, рукоятки кинжалов. Высоко была развита деревообработка (разнообразная посуда, ларцы, жезлы). Весьма примитивная керамика появляется в 10-м (от верха) горизонте, в средних горизонтах она исчезает, уступая место кам. и деревянным сосудам, в верх. горизонтах она вновь найдена, но в виде более совершенных плоскодонных сосудов, иногда с трубчатыми ручками и примитивной росписью.
Особенно интересны многочисленные культовые сооружения - святилища. Внутренние их стены покрыты замечательной росписью и рельефами (сцены охоты, животные, геометрический орнамент, схематическое изображение самого поселения). Открыто много каменных и глиняных статуэток людей и животных (преимущественно женское божество). Погребения совершались под полами домов в резко скорченном положении, возможна экскарнация. Покойники завернуты в ткани; в могилах находился богатый инвентарь (орудия, булавы, жезлы, корзины, украшения). В отдельных случаях наблюдается окраска трупа красной, зеленой, голубой краской. Радиоуглеродный анализ образцов из нижнего горизонта дал дату 6486±102, из верхнего - 5797±79 до н. э.
58-летний Брюс Бедлам в процессе 30-летнего изучения Стоунхенджа создал собственную теорию. По его мнению, Уилтширский памятник был построен с большой, куполообразной крышей, сделанной из дерева и покрытой деревянными плитками. Также Брюс добавил, что монумент был скорее админисративным сооружением, чем религиозным.
Сначала при помощью палок и веревок вкопали вертикальные камни. Затем засыпали их, получив эдакий холм в виде усеченного конуса. Горизонтальные блоки втащили по склону - они легли на торчащие из холма вершины вертикальных камней. Землю убрали. Остался Стоунхендж во всей своей загадочной красе. Однако выглядит он совсем не так, как его сейчас представляют.
Брюс считает, что столбики, расположенные вокруг сооружения и концентрические круги, свидетельствуют: прежде Стоунхендж был накрыт крышей и напоминал шатер.
Гипотеза архитектора на удивлении хорошо согласуется с идеей профессора акустики. Под крышей гораздо удобнее и приятнее было слушать музыку и плясать. То есть, по мнению Бедлама, в свое время Стоунхендж представлял собой крытую танцплощадку!