По данным дендрохронологических исследований древнейшие здания Ладоги воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и, вероятно, были построены скандинавами. В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка, ладожане в 862 году пригласили на княжение варяга Рюрика: "И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик..." И хотя в других вариантах прочтения говорится, что Рюрик стал князем в Новгороде (Рюриково городище), существует теория, согласно которой Ладога была первой столицей Руси - резиденцией Рюрика с 862 по 865 год.
Археологические исследования свидетельствуют о тесных контактах словен, финно-угорских народов и норманнов (урманов) в этом районе в IX−X веках. Кроме того город являлся частью пути «из варяг в греки». Согласно Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (однако по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).
В 997 году Ладога подверглась нападению норманнского войска Эрика Хоконссона - будущего норвежского короля. В скандинавских сагах упоминается, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, Ингегерда, в 1019 году выходила замуж за Ярослава Мудрого, то в приданое принесла город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон — ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.
Если на самом деле всё обстояло так, то Ладога являлась одновременно и первой известной столицей Руси, и местом постоянных мирных контактов и военных столкновений между славянами и скандинавами. Лично я не полностью принимаю норманнскую теорию, но эти данные, похоже, однозначно говорят о той роли, которую сыграли скандинавы в русской истории.