История города Афины насчитывает около 7,5 тысяч лет,
её корни уходят в эпоху неолита. В микенский период, около 1300 года до нашей
эры, на акрополе была построена укрепленная царская резиденция. Площадь
древнейшей застройки на территории современных Афин ограничивалась лишь пологой
вершиной крутого, доступного лишь с запада скалистого холма (акрополя). Уже в
скором времени это место было выровнено и обнесено мощной крепостной стеной,
вход внутрь которой защищали 9 расположенных друг за другом ворот. Это
сооружение носило название Пеларгикон в честь пеласгов, которым приписывают его
постройку. Внутри укрепления жили древние цари этой части Аттики. Для защиты города
были возведены алтарь Зевса и храм Гекатомпедон (Hekatompedos, т.е. «стофутный храм»),
посвященный Афине. Напротив наружных городских ворот располагался древнейший
рынок города, Агора (Agora).
Укрепленная царская резиденция микенского периода, в отличие
от большинства других микенских укреплений на территории Греции, не пострадала
от дорийского завоевания, что подтверждается тем, что в древней ионийской
традиции в архитектуре жителей Аттики не прослеживается никаких дорийских
элементов. Однако переселение народов после 1200 года до нашей эры всё же оставило
свои следы и в Афинах, правда, их влияние в последующие века было
незначительным. В городе поначалу сохранялось местное царство, предков которого
связывали с мифическим доисторическим периодом его истории. Внутри афинского общества
выделялась могущественная аристократия, влиявшая на государственные дела через совет
знати, ареопаг, регулярно собиравшийся на холме Ареса и назначавший высших
городских чиновников (архонтов) и военачальников (полемархов).
Благодаря выгодному центральному местоположению и оживленной
морской торговле через Пирейский порт, вскоре Афины стали богатым государством
и объединили в один полис окружающую их территорию (Аттику).
Разительное классовое неравенство среди горожан требовало
проведения «конституционной» реформы. В конце концов, при Солоне афиняне были поделены
на 4 сословия, из которых лишь высшее имело доступ к политической власти, но
одновременно были отменены, с одной стороны, долговое рабство, а, с другой
стороны, – чрезмерно большие землевладения. Крометого, принёмсталооказыватьсясодействиесвободнойторговле. Все сословия получили право голоса, что стало первым демократическим
элементом в конституции города. Однако перед этим, в 541 году до н.э., Песистрату
удалось установить в Афинах тиранию, которую после его смерти в 527 году до
н.э. продолжили его сыновья Гиппий и Гиппарх. После свержения тирании в 510
году до нашей эры начался постепенный процесс демократизации.
Около 500 года до н.э. жизнь города определялась греко-персидскими
войнами. После Саламинского сражения афинянам удалось распространить своё
господство на другие города и основать Делосский союз (в 477 г. до н.э.). С его помощью
Афины установили гегемонию над обширными частями Греции и Малой Азии и стали
сильнейшей морской державой.
5-й век до н.э. стал периодом культурного расцвета
города: все уважающие себя философы, писатели, математики, скульпторы и
художники жили в Афинах (писатели Эсхил, Аристофан, Еврипид и Софокл, историки
Геродот и Фукидид, философ Сократ, поэт Симонид и скульптор Фидий). В это время
численность населения города составляла около 40 тысяч человек, а сам он
занимал территорию вокруг Акрополя площадью приблизительно 2×2 км. Главными городскими
святилищами являлись Парфенон, посвященный защитнице города Афине, а также
храмы Гефеста и Зевса Олимпийского (Олимпейон).
При Перикле своей наивысшей точки достигла аттическая
демократия. Однако противоречия с Коринфом и Спартой привели к Пелопоннесской
войне. К тому же в период с 430 по 426 годы до н.э. население города сократилось
на треть вследствие эпидемии тифа. В 429 г. до н.э. от её последствий умер и сам
Перикл. В 404 году до нашей эры Пелопоннесская война завершилась полным
поражением Афин, которым пришлось распустить морской союз. В городе временно
установилась власть олигархического правительства, но в 403 г. до н.э. вновь была
восстановлена умеренная демократия.
В 377 году до нашей эры афинянам удалось основать
новый, правда, меньший по представительству, морской союз в борьбе против
Персии и враждебных греческих городов Спарта и Фивы и добиться временного
всеобщего перемирия между полисами.
С 50-х годов 4-го века до нашей эры городу
приходилось считаться с растущим могуществом Македонии при её царе Филиппе II. По настоянию Демосфена был основан
антимакедонский союз почти всех греческих городов, однако в 338 году до н.э.
союзное войско было разбито македонцами в сражении при Херонее. На следующий год
городу пришлось вступить в Коринфский союз, созданный царем Филиппом IIМакедонским.
После смерти Александра Македонского Афины и другие
греческие города-государства начали новую, Ламийскую, войну против Македонии, но
вновь потерпели поражение. Расплатой стало ограничение демократии и размещение
в городе македонского гарнизона. С 317 по 307 годы до нашей эры в Афинах правил
ставленник македонцев Деметрий Фалерский.
После изгнания Деметрия Фалерского с помощью Деметрия
I Полиоркета город еще
раз вернулся к радикальной форме демократии и до 262 года до нашей эры успешно
защищался от попыток македонцев завоевать его. После поражения в Хремонидовой
войне в 261 г.
до н.э. и до 229 г.
до н.э. Афины находились под властью Македонии, нозатемвновьосвободились. Независимый город снова приобрел культурную
значимость и оказался в центре политической борьбы диадохов и государств, образовавшихся
в результате раздела между ними империи Александра Македонского. В конфликтах
между Македонией и Римской империей Афины выступали на стороне Рима.
Несмотря на это, в 86 году до нашей эры город был
завоеван Луцием Корнелием Суллой в наказание за поддержку Митридата VI. Но и под властью римских
императоров он оставался центром культурной жизни и имел статус свободного
города. Начиная с 3-го века нашей эры, Афины являлись оплотом неоплатонизма. Однако
после 391 года, когда государственной религией Рима стало христианство,
значимость города как центра философской мысли стала постепенно угасать. В конце
концов, в 529 году император Восточной Римской империи Юстиниан I повелел закрыть философские школы, являвшиеся,
по его убеждению, прибежищем язычников. Закрытие Платоновской Академии считается
концом классического периода истории Афин.
Античная архитектура города представлена прежде всего
Акрополем с Парфеноном и Эрехтейоном (Erechtheion), а также греческой и римской
агорами с храмом Гефеста и Башней Ветров. Другими памятниками античности
являются Ареопаг, холм Пникс (место проведения народных собраний афинских
граждан), а также храм Зевса. На мысе Сунион расположен храм Посейдона.
В конце 6-го века (предположительно около 582 года) Афины
были сильно разрушены славянскими и аварскими завоевателями. Это событие
ознаменовало собой конец античного периода истории города, которому, как и
основной части Греции, удалось временно избежатьимператорского правления. В 797 году первой
единовластно правящей византийской императрицей стала уроженка Афин Ирина.
После Четвертого крестового похода 1204 года город
стал столицей государства франкских крестоносцев Герцогства Афинского, которое
с самого основания считалось вассаломкоролевства Фессалоники. Однако в 1260 году он еще раз оказался под
властью Византии.
В 1456 году Афины были захвачены османским султаном
Мехмедом II.
В 1687 году во время Великой Турецкой войны между
Османской империей и Священной лигой город был осажден венецианцами. Во время
осады был взорван турецкий пороховой склад, в результате чего разрушилась часть
храма Парфенон на Акрополе. В 1822 году в ходе Греческой войны за независимость
афинянам удалось отвоевать у турок Акрополь, а с ним и весь город. В 1826 году
Афины были осаждены османскими войсками, но 5 июня 1827 года осаду удалось
снять, хотя позже турецкие войска ещё раз захватывали город и владели им до
марта 1833 года.
К началу 19-го века, после войн за независимость
Греции, в некогда большом городе сохранялось не более 300 зданий. Однако в 1834
году столица страны была перенесена из Нафплиона в Афины. Первый король Греции
Оттон Iповелел отстроить и расширить город. При нем было возведено
множество зданий в стиле классицизма, в том числе так называемая Афинская
трилогия.