Чичен-Ица
(исп. Chichén Itzá, науатль Chichen Itzā) — политический и культурный
центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика).
Основан,
вероятно, в VII в. н. э. Священный город народа Ица, известный как
Чичен-Ица, расположен в 75 милях к востоку от города Мерида, столицы
Юкатана, Мексика. В переводе, с языка местных племен это название
значит «Колодец племени Ица». Археологи считают его одним из мест
силы, связанных с культурой майя. Останки города могут быть условно
разделены на две группы. В первую включены строения, датируемые VI— VII
вв. н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий
относится к периоду тольтеков X— XI вв. н. э. В X веке был захвачен
тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского
государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх
городов-государств — Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял
Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa)
Чичен-Ица представляла собой развалины. На территории Чичен-Ицы
неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты
крупные архитектурные памятники майя-тольтеков: «Храм Кукулькана» —
9-ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на
каждой из сторон. (В дни весеннего и осеннего равноденствий (20 марта
и 21 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают
западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и
тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников,
составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи,
«ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной
в основании лестницы.); «Храм воинов» на невысокой 4-ступенчатой
пирамиде и «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); обсерватория
«Караколь»; 7 «стадионов» для игры в мяч «Большое поле для игры в мяч»
(Уэго де Пелота) — самая большая игровая площадка из всех созданных
майя. В Длина игрового поля достигает 135 м. Существуют некоторые
свидетельства того, что игре в мяч сопутствовала определенная
жестокость.; руины 4 колоннад, образующие гигантский прямоугольник
(«Группа тысячи колонн») и др. Сохранились статуи божеств с характерной
стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и
геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и
художественных ремёсел. На территории комплекса расположен Священный
сенот — природный колодец глубиной около 50 м, который служил для
жертвоприношений.
После 1194 г. Загадочный город окончательно
опустел. Точные данные о том, что послужило тому причиной, отсутствуют.
К сожалению, политика испанских завоевателей, вторгшихся на территорию
Мексики, включала в себя сожжение манускриптов и убийство
священнослужителей народа майя. Таким образом, большая часть его
таинственной истории была утеряна. Источник: Википедия
В VII—VIII вв. н.э. в Аризоне складывается культура так называемых клиф-двэллерс — «жителей скальных городов». Европейцы впоследствии дали им имя «пуэбло» (pueblo — по-испански народ).
Пуэбло были искусными гончарами и ткачами, они первыми в Северной Америке начали пользоваться луком и стрелами. Однако прежде всего пуэбло были великолепными агрономами, сумевшими получить на крайне скудных землях чрезвычайно высокие урожаи — благодаря удивительным ирригационным сооружениям, в частности, искусственным водоемам для хранения воды.
Уровень развития земледелия у индейцев пуэбло был неизмеримо выше, чем у их предшественников. Они возделывали кукурузу, табак, выращивали тыкву, красный стручковый перец, салат, фасоль. Поля обрабатывались деревянной мотыгой.
Индейцы пуэбло сооружали свои города под обрывистыми скалами, или в глубоких речных каньонах, либо прямо в скалах. Их дома, и постройке которых широко использовались естественные пещеры, разрастались по горизонтали и по вертикали до четырех-пяти ярусов, втискивались в углубления скал и громоздились друг на друга.
Множество таких удивительных поселений сохранилось в Аризоне в каньонах рек Менкос и Рио-Гранде-дель-Норте, еще больше — в каньоне Колорадо. А самое крупное из известных нам скальных поселений — знаменитая Меса-Верде (штат Колорадо).
Искусство древних майя достигло своего расцвета во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Копане, Паленке и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя принято называть классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не сохранились до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных образах. Главные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Основным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Характерными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление огромной высоты и величественности.
Среди них особо выделяется своими размерами Караколь - обсерватория в городе Чичен-Ица.
"Караколь" в переводе с испанского - "раковина улитки". Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. По словам ученого-майяниста Эрика Томпсона, она немного похожа на "двухъярусный свадебный торт, водруженный на коробку, в которой его принесли".
Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно поэтому Храм воинов так и называют. Когда-то колонны поддерживали крышу. Увы, от крыши не осталось и следа.
В храм Воинов в Чичен-Ице вел когда-то просторный колонный зал. Бесчисленные колонны, изображающие тольтекских воинов, стоят и сегодня, но уже без крыши. Аналогичные колонные залы можно обнаружить и в Туле - похоже, это было типично тольтекское архитектурное изобретение. Храм украшен скульптурами и фресками. Здесь нам снова встречаются характерные мотивы искусства тольтеков - образы ягуара и орла. Есть в Чичен-Ице и охраняемый каменным ягуаром храм этого хищного божества.
Не осталось ни следа и от крыши над святилещем, расположенном на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище. Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своебразным символом Чичен-Ицы. Кстати, этот Чак-Мооль был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки. С южной стороны Храма воинов находится так называемая Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas). Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку.