Могао (пиньинь mò gāo kū, «Пещера не для высоких») — крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.). Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. — 70 н. э.) — храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
Кумран (по-арабски — две Луны), район вдоль одноименного ущелья на северо-западном побережье Мертвого моря. К северу от ущелья, на возвышенности в 1,5 км к западу от Мертвого моря расположены развалины Хирбат-Кумран. В 11 пещерах обрывистого русла Вади-Кумран, начиная с 1947 г., были обнаружены рукописи 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. - так называемые свитки Мёртвого моря. Систематические раскопки Хирбат-Кумрана начались в 1953 г. и проводились совместными усилиями Иорданского департамента древностей, Палестинского археологического музея (ныне Археологический музей имени Рокфеллера) и Французской археологической школы Святой земли. Интерпретация археологических находок в свете сообщений древних авторов, в частности Плиния Старшего, позволила определить Хирбат-Кумран как центральное поселение религиозной еврейской общины, близкой к ессеям (см. Кумранская община).
Древнейшее поселение на территории Хирбат-Кумрана датируется 8–6 вв. до н. э. К этому периоду относится глубокая круглая водосборная цистерна, которая в последующие века была включена в сложную систему водопроводов и водосборников. Поселение этого периода связывается исследователями с упоминаемым в Библии строительством в пустыне при иудейском царе Уззии. Некоторые исследователи полагают, что эти руины в Хирбат-Кумране идентичны городу Ир ха-Мелах.
Особый интерес представляют руины поселения эпохи Второго храма. Около 130 г. до н. э. была очищена круглая водосборная цистерна, рядом с которой были построены два прямоугольных водоема и жилые помещения, а также две печи для обжига керамики. Несколько позднее (около 100 г. до н. э.) площадь поселения была расширена: были возведены двух- и трехэтажные строения и создана сложная система водоемов, соединенных каналами. Вода поступала по акведуку из вади Кумран, где была построена плотина, задерживавшая воду в период зимних дождей. Это поселение было разрушено сильным пожаром и землетрясением (возможно, известным землетрясением 31 г. до н. э.; Флавий, Древ. 15:121; Война 1:370).
Ковчег Завета, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת, арон а-эдут) — легендарная и величайшая святыня еврейского народа, ковчег, в котором, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.
Носит в Библии также и другие названия: Ковчег Всевышнего, Ковчег Бога Израиля, Ковчег Завета Божия, Ковчег Могущества и лишь однажды Ковчег Завета назван арон а-кодеш (ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶשׁ, Ковчег Святыни). Однако часто его называют просто арон — Ковчег.
В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово «кивот» (греч. κῑβωτός τῆς διαθήκης, «ковчег завета», от κῑβωτός, «сундук»), тем самым отличая его, как и в оригинальном тексте, от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, в которую был положен младенец Моисей).
Согласно Библии, во времена Исхода евреев из Египта Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания (походного храма), затем — в Святая святых Иерусалимского храма.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута.
Стараясь придумать нечто удивительное, Хатшепсут все же не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас. Нижняя терраса украшена рельефами, сюжеты которых связаны с историческими событиями Египта и самой царицы Хатшепсут. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут. Дело в том, что отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Своими делами царица доказала свою божественную избранность, умение управлять государством, но Хатшепсут не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.
Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников. По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы.
Верхняя часть храма посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых - святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри. В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.