Ниневия (ивр.: נִינְוֵה [Nīnəwē]) – это древний ассирийский город в Месопотамии, развалины которого обнаружены на левом берегу реки Тигр, в районе устья небольшой реки Хоср на территории современного иракского города Мосул.
История
1) Доисторическая эпоха
Предметы, которые были найдены на холме Куюнджик в самых древних слоях, вскрытых с использованием метода зондирования на 27-метровую глубину, свидетельствуют о наличии там культурных горизонтов позднего неолита и медного века, принадлежащих протохассунской и хассунской, халафской, позднеубаидской, среднегавранской (от названия древнего поселения Гавра), средне- и позднеурукской культурам, а также культуре начала раннединастического периода.
В позднеурукский период город, возможно, уже занимал значительную территорию: так, итальянский археолог Паоло Маттиэ (ит.: Paolo Matthiae) предполагает, что в то время был заселён весь холм площадью 40 га.
2) 3-е тысячелетие до нашей эры
Археологические и письменные источники указывают на то, что в 23-м - 22-м веках до нашей эры Ниневия являлась частью государства Аккад. Так, один текст более позднего периода свидетельствует о строительстве Храма богини Иштар аккадским царём Маништушу.
К важнейшим находкам этой эпохи относится бронзовая голова одного из правителей Аккада, обнаруженная в районе этого храма.
К концу 3-го тысячелетия до н.э. город, судя по всему, входил в состав одного из хурритских княжеств.
3) Древнеассирийский период
Во 2-м тысячелетии до н.э. Ниневия стала важным городским и культурным центром, в котором почиталась богиня Иштар. Как упоминается в прологе к Законам Хаммурапи, её святилища находились под покровительством древнеассирийского царя Шамши-Адада I (правил в 1808-1776 гг. до н.э.) и древневавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.). Первый из них знаменит тем, что при нём были реставрированы зиккурат Экитушкуга и храм Эменуэ в Эмешмеше, священном месте, находившемся под властьюг богини Иштар.
4) Среднеассирийский период
В 15-м и начале 14-го века до нашей эры город находился под контролем хурритского государства Митанни.
С 13-го века до н.э. Ниневия долгое время входила в состав Ассирии и являлась одной из резиденций её царей.
Строительные работы особенно активно велись при Тиглатпаласаре I (правил в 1114-1076 гг. до н.э.), при котором были отреставрированы Царский дворец (Дворец царя четырёх сторон света), Храм богини Иштар и городская стена, а также был разбит сад и построен канал.
В своих мемориальных надписях царь называет прежними организаторами строительства этого дворца своего деда Мутаккиль-Нуску и своего отца Ашшур-реш-иши, а предыдущими строителями Храма богини Иштар – царей Шамши-Адада I, Ашшур-убаллита I и Салманасара I.
На входе в Царский дворец были изображены дикие животные гор и морей. Его двери были изготовлены из древесины ели и обиты бронзой. Стены дворца были облицованы глазурованными кирпичами «цвета обсидиана, лазурита и алебастра». Кроме того, Ашшур-бель-кала, преемник Тиглатпаласара I, передал по наследству своему собственному преемнику женскую статую, мемориальная надпись на которой также указывает на её принадлежность к убранству Царского дворца.
В наши дни эта статуя высотой 94 см находится в Британском музее.
5) Новоассирийский период
В 1-м тысячелетии до нашей эры Ниневия превратилась в крупную метрополию.
Город был полностью перестроен при царе Санхерибе (правил в 704-681 гг. до н.э.), который после смерти своего отца Саргона II перенёс столицу из Дур-Шаррукина (ныне поселение Хорсабад) в Ниневию и сделал её центром своего государства. При нём здесь была возведена огромная городская стена длиной 12 километров. В ней было несколько ворот, носивших имена великих божеств либо названия других городов-резиденций или провинций, в сторону которых они были обращены.
Город и его окрестности снабжались водой из двух идущих с севера главных каналов. При Санхерибе и двух его преемниках, Асархаддоне (правил в 680-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанапале (правил в 668-632/27 гг. до н.э.), на холмах Куюнджик и Тель-Неби-Юнус были построены новые монументальные дворцовые комплексы.
Великолепные здания Ниневии были разрушены после того, как в июле/августе 612 года до нашей эры город был захвачен союзными войсками мидийского правителя Киаксара и царя Вавилона Набопаласара в результате предшествовавшей этому трёхмесячной осады. При этом, согласно Вавилонской хронике № 3, погиб царь Ассирии Синшаришкун.
6) Античный период
Греческим хронистам (таким, как Ктесий Книдский) был известен город Нинос (др. греч.: Νίνος), основанный, якобы, мифическим правителем Ниносом. По свидетельству Страбона («География», книга XVI, глава 2), этот город находился в Атурии, области, располагавшейся по ту сторону от города Арбела (ныне Эрбиль), на другом берегу реки Ликос. (16, 3).
Согласно общепринятой точке зрения, этот город Нинос отождествляется с Ниневией.
Близ развалин древней Ниневии в декабре 627 года нашей эры произошло решающее сражение последней римско-персидской войны (битва при Ниневии).
Архитектура
Важнейшие архитектурные памятники города были раскопаны на холме Куюнджик: святилища богини Иштар и бога Набу, а также 2 царских дворца, юго-западный и северный, построенные при Санхерибе и Ашшурбанапале. На холме Тель-Неби-Юнус Санхериб повелел возвести дворец, известный как Военный дворец или Арсенал.
За пределами двух главных холмов, в центре Ниневии новоассирийского периода, археологи частично освободили от грунта Дворец царя Асархаддона.
– Городское укрепление
В клинописных текстах периода правления Санхериба описываются сначала 14, затем 15 и, наконец, 18 городских ворот. Сама городская стена была возведена в 702-690 годах до нашей эры. Она состояла из главной, внутренней, стены, которая, согласно клинописному тексту, возвышалась на известняковом фундаменте, и внешней, каменной, стены.
Древние тексты и результаты раскопок позволяют предположить, что внутренняя стена Ниневии имела толщину около 15, а её высота составляла около 25 метров. Толщина внешней каменной стены в районе ворот № 4 составляет 11 метров, а её развалины указывают на то, что её первоначальная высота достигала 4,5 метров.
За городской стеной располагался оборонительный ров, который предположительно, по меньшей мере на некоторых участках, был заполнен водой, поступавшей из окрестных каналов. Основная часть стены до сих пор возвышается над землёй в виде вала, окружающего развалины города.
Согласно тексту 690 года до нашей эры, в котором перечислены все городские ворота с указанием их названий, ворота № 1 находились предположительно в юго-западном углу городской стены. Ворота №№ 2-7 были обращены на юг и восток, ворота №№ 9-11 – на север, а ворота №№ 12-18 – на запад.
Археологами были раскопаны ворота № 2 (Врата Ашшура), № 3 (Врата Халди), № 4 (Врата Шамаша), № 9 (Врата Адада), № 10 (Врата Нергала в город Тарбишу), № 11 (Врата Сина) и № 12 (Врата Эа).
Во внутренних помещениях ворот Халди и Адада было найдено множество скелетов защитников Ниневии, погибших во время захвата города в 612 году до нашей эры.
– Юго-западный дворец
Во время проведения своих первых раскопок английский археолог Остин Генри Лейард (англ.: Austen Henry Layard) обнаружил, в частности, дворец новоассирийского царя Санхериба, так называемый Юго-западный дворец. По мемориальным надписям он идентифицировал его создателя как «сына основателя Дур-Шаррукина». Впоследствии была освобождена от грунта почти половина этого здания. Предполагается, что его вторая половина, до сих пор остающаяся под землёй, не сохранилась.
В наши дни руины Юго-западного дворца являются составной частью археологического музея.
Освобождённые от грунта развалины дворца занимают участок площадью около 150 × 200 м.
Первоначально это сооружение было намного больше по размеру, однако вся северо-восточная входная зона с передним двором плохо сохранилась и почти не исследована. Из входной зоны можно было попасть в тронный зал площадью 56,3 × 13,1 м.
За ним находились центральные внутренние дворы №№ 6 и 19 с окружавшими их помещениями, которые служили приёмными покоями.
Как тронный зал, так и другие главные помещения Юго-западного дворца были украшены каменными настенными рельефами, установленными там при Санхерибе и его внуке Ашшурбанапале. Входы в эти помещения имели рельефные откосы, на которых в качестве стражей были изображены крылатые демоны, известные из ассирийских текстов как ламассу и апсасу.
В помещении № 36, относившемся к самому большому дворцовому крылу, находился цикл картин, на которых был запечатлён захват города Лахиш ассирийскими войсками в 701 году до нашей эры (в настоящее время он хранится в Британском музее).
В том же крыле дворца, в помещении № 41, была обнаружена часть знаменитой Библиотеки Ашшурбанапала.
В западной части Юго-западного дворца, обращённой ко двору № 64, располагалась жилая зона с покоями царицы Ташметум-шаррат, старшей жены Санхериба.
С западной и южной сторон к зданию примыкали большие террасы, с которых открывался вид на реку и город.
Фасады дворца, обращённые к террасам, возможно, были украшены опирающимися на контрфорсы порталами.
– Северный дворец
Северный дворец находился к северо-западу от Храма богини Иштар. Доказательством существования дворца на этом месте служат кирпичи с надписями и изданные несколькими средне- и новоассирийскими правителями (в частности, Салманассаром I, Тиглатпаласаром I или Ашшурнасирпалом II) приказы о строительстве, обнаруженные в окрестностях храмов богини Иштар и бога Набу. Позже эти древние сооружения были частично разрушены в ходе проведения строительных работ в храме Набу. При Санхерибе на этом месте было построено ещё одно здание, предположительно дворец наследного принца.
Последний вариант Северного дворца был заново построен на этом месте при Ашшурбанапале. На краеугольном камне, найденном внутри дворца при проведении раскопок, указано, что его строительство началось в 646 году до нашей эры. Этот момент был выбран не случайно, ведь при Ашшурбанапале ассирийцами были захвачены Вавилон (в 648 году до н.э.) и Сузы (в 647 году до н.э.). Таким образом, Северный дворец мог быть построен в честь его военного триумфа.
Ни на одном из поддающихся датировке настенных рельефов внутри здания не изображены события, относящиеся к периоду после 643 года до нашей эры, что позволяет считать его годом завершения строительства.
Площадь основания дворца составляла не менее 125 × 250 м. Главный вход находился предположительно в восточном углу здания, поскольку там были найдены остатки ворот.
В северо-восточном крыле располагался передний двор, из которого 3 монументальных входа вели в тронный зал со стенами, украшенными рельефами. Судя по мемориальным надписям, на территории дворца имелся фруктовый сад.
Первые раскопки на месте Северного дворца были проведены в 1845-1847 и 1849-1851 годах всё тем же Остином Генри Лейардом.
В 1956 году Служба древностей тогда ещё Королевства Ирак начала реконструкцию дворца, которая продолжалась с перерывами до 2002 года.
– Военный дворец на холме Тель-Неби-Юнус
Это сооружение до сих пор мало исследовано. Согласно мемориальным надписям Санхериба и его сына Асархаддона, это был военный дворец. Его внешний вид был подробно описан в их текстах.
Дворец являлся составным компонентом юго-западной части городского укрепления. Самыми ранними свидетельствами возраста этого сооружения являются кирпичи с печатью царя Адад-нирари III (правил в 810-783 гг. до н.э.), причём никаких строительных фрагментов того времени не обнаружено.
Военный дворец археологически исследован лишь на небольшом участке и датирован на основании мемориальных надписей Санхериба, Асархаддона и Ашшурбанапала. Судя по всему, основная часть материала, найденного в ходе раскопок, относится к периоду после правления Санхериба.
В 1954 году были найдены главные ворота этого дворца.
Крылатые быки, располагавшиеся во входной зоне сооружения, были раскопаны ещё в 1852-1853 годах.
В мемориальных надписях царя Асархаддона описано, что во дворце размещались лошади, мулы, ослы, верблюды, военное снаряжение, оружие и даже пленные враги. В то же время он был богато отделан экзотическими видами камня и дерева, слоновой костью, глазурованным кирпичом и украшен драгоценными металлами, что вместе с доказанным наличием в нём тронного зала и упоминанием о существовании на его территории ботанического сада позволяет предположить, что дворец использовался не только в качестве чисто военного сооружения, но и как царская резиденция.