Пальмира (др. греч.: Παλμύρα, производное от арамейского названия תַּדְמוֹר [Tadmor], т.е. «Город пальм») – античный город, развалины которого возвышаются посреди оазиса Тадмор на территории современной провинции Хомс в Сирии.
История
Самые ранние признаки присутствия человеческих жилищ в этом оазисе датируются ещё 7-м тысячелетием до нашей эры.
Название Тадмор упоминается в древних арамейских и аккадских текстах в различных письменных вариантах, которым соответствуют следующие латинские написания: Tadmur/ Tadmir/ Tadmar.
Во 2-м тысячелетии до нашей эры, в период создания царских архивов города Мари, существовавший там оазис, по-видимому, уже являлся важным торговым центром.
Согласно археологическим свидетельствам, в 1-м веке до н. э. в городе жили жрецы Бела-Мардука (верховного божества Пальмиры), или Ваала, и существовал Храм Ваала. Храм Ваала являлся одним из важнейших религиозных сооружений всего Древнего Востока, особенно в 1-м веке нашей эры.
В конце 1-го века до н. э. Пальмира была захвачена римскими войсками и с 1-го века н. э. находилась под римским владычеством. От императора Адриана, который в 129-130 годах останавливался там на короткое время, Пальмира получила статус свободного города, а император Каракалла повысил её статус до колонии. Это принесло городу не только престиж, но и налоговые привилегии. Около 100 года он стал центральным торговым узлом. Пальмире удалось воспользоваться выходом на Шёлковый путь и быстро добиться большого богатства.
В городе сформировалась своеобразная культура, в которой слились воедино греко-римские и восточные элементы. Множество самых разных влияний прослеживается особенно в религиозной сфере.
Богатство Пальмиры нашло отражение в монументальных сооружениях. По-видимому, здесь рано сформировалось собственное народное ополчение для защиты торговых караванов от нападений грабителей; особенно славились пальмирские лучники. Археологически подтверждено присутствие отрядов пальмирийцев в качестве вспомогательных римских войск на Нижнем Дунае и в Нумидии.
После победы Сасанидов над римскими войсками в битве при Эдессе в 260 году пальмирийцы сначала попытались сблизиться с персами. После того, как шахиншах Шапур I (фарси: شاپور Schāpūr) отверг это приложение, правитель Пальмиры Луций Септимий Оденат (лат.: Lucius Septimius Odaenathus) вновь встал на сторону Рима и предпринял неожиданное и успешное нападение на персов. Тем самым он моментально сделал город важным фактором власти в регионе и обеспечил его фактическую независимость. Выжившие воины разбитой римской армии примкнули к Оденату и усилили его войско. После того, как в 261 году Оденат одержал победу над римским узурпатором Титом Фульвием Юнием Квиетом (лат.: Titus Fulvius Iunius Quietius), император Публий Луциний Галлиен провозгласил его правителем всего Востока и фактически своим наместником в этом регионе. В период с 262 по 266 годы пальмирские войска под его предводительством захватили у персов значительные части Месопотамии.
После убийства Одената в 267 году его жена Зенобия Септимия (лат.: Zenobia Septimia) продолжила его политику, но вновь укрепившиеся римляне, судя по всему, не были готовы просто передать сыну Одената особый статус его отца. Произошёл конфликт. Зенобия от имени своего сына Вабаллата (лат.: Vaballathus) захватила власть в Сирии, а в 270 году также оккупировала богатую римскую провинцию Египет. Когда в 272 году римский император Аврелиан (лат.: Aurelianus) напал на Пальмиру, Зенобия провозгласила императором своего сына, а себе взяла титул Августы. Аврелиан одержал победы над пальмирийцами в битвах при Иммах близ Антиохии и при Эмесе и увёз Зенобию в Рим в качестве пленницы.
Во время римской оккупации население Пальмиры дважды поднимало восстания (второе восстание произошло при римском узурпаторе Септимии Антиохе (лат.: Septimius Antiochus). После подавления второго восстания город был разрушен римлянами. Территория, временно находившаяся под властью Пальмирского царства, вновь отошла к Риму и Персии.
Около 300 года император Диоклетиан повелел заново отстроить город, но гораздо меньший по площади, и построил там римский военный лагерь.
В начале 4-го века, после прихода христианства, город стал резиденцией епископа.
В 527 году император Восточной Римской империи Юстиниан I повелел вновь сильно укрепить Пальмиру. Но период расцвета города уже давно миновал.
В 634 году вместе с арабами в Пальмиру пришёл ислам, а после 636 года она окончательно перешла в руки мусульман, которые возвели недалеко от города горную крепость Калат ибн-Маан (Qalʿat Ibn Maʿn). Впоследствии большинство жителей покинуло утратившее значение поселение.
В 1751 году развалины города посетила английская экспедиция, которая произвела тщательную зарисовку, обмер и описание наиболее хорошо сохранившихся античных построек. Позже эти здания оказали значительное влияние на развитие архитектуры классицизма в Европе.
Архитектура
– Храм Ваала
В 1-м веке нашей эры этот храм являлся одним из важнейших культовых сооружений Ближнего Востока. Согласно имеющейся надписи, центральная часть алтаря (короб), служившая, собственно, святилищем, была освящена 6 апреля 32 года до нашей эры в честь Бела-Мардука.
Храм обладает некоторыми архитектурными особенностями, свидетельствующими о культурной самобытности Пальмиры, например, в нём имеются окна. Кроме того, вход расположен с широкой стороны здания, в результате чего в нём имеются две ритуальные ниши, что отличает его от греческих или римских храмов.
В 1132-1133 годах храм Ваала был перестроен в цитадель. 30 августа 2015 года радикальные исламисты устроили взрыв, в результате которого было сильно повреждено внутреннее убранство храма.
– Великая колоннада
Свой нынешний внешний вид главная улица Пальмиры, именуемая Великой колоннадой (англ.: Great Colonnade), приобрела около 220 года нашей эры. Её длина составляет 1,1 км. Главная улица является не прямолинейной, как было принято в римском градостроении, а имеет два поворота, так как при её многоэтапном строительстве (осуществлялось во 2-м веке) пришлось учесть расположение уже существовавших в то время зданий. Изменения направления Великой колоннады были замаскированы путём постройки Тетрапилона и больших Ворот Адриана.
Ворота Адриана были возведены в честь римского императора Адриана и должны были служить в качестве входа на главную улицу города. Они состояли из 3 арок, украшенных рельефами. Осенью 2015 года они были взорваны боевиками ИГИЛ.
Между Воротами Адриана и Тетрапилоном расположены почти все основные здания. На этом участке ширина Великой колоннады составляла 11 метров. С боков улица была ограничена колоннами высотой около 9,5 метров и бронзовыми статуями высокопоставленных горожан. Около колонн сохранились небольшие постаменты для статуй спонсоров строительства колоннады или выдающихся пальмирийцев (сами статуи утрачены).
– Храм Набу
К юго-западу от Ворот Адриана расположен храм Набу. Изначально Набу являлся месопотамским божеством письменности, мудрости и власти, но в Пальмире он отождествлялся с древнегреческим Аполлоном.
Монументальный вход располагался с южной стороны храма и был обращён к до сих пор мало исследованной эллинистической части города. Чтобы войти в храм, необходимо было пройти сквозь 6-колонный портик (пропилеи).
Во дворе храма, имевшем трапециевидную форму, находился колодец с широким краем, служивший для ритуальных омовений.
Сам храм Набу стоял на постаменте высотой 2,15 метра и был окружён по периметру 32 коринфскими колоннами.
Внутри целлы находилась ритуальная ниша, окаймлённая с боков двумя ступенчатыми башнями.
Крыша храма была плоской, как у храма Ваала. Её украшали башенки и ложные фронтоны.
В наши дни на месте храма Набу можно различить лишь контуры основания с обломками колонн и части южного портала.
– Термы
На другой стороне Великой колоннады расположены Термы Диоклетиана. Площадь их основания составляла 85 м × 51 м. Построены они были в конце 2-го века нашей эры. В конце 3-го века термы несколько раз перестраивались.
На главную улицу Пальмиры выступает выдвинутый вход этого сооружения, имеющий форму платформы с четырьмя колоннами из красного гранита.
Внутри здания находился горячий зал с бассейном, наполненным нагретой водой (кальдарий). Кроме того, в здании терм имелся умеренно тёплый зал, тепидарий, в котором не было бассейна с водой. Помимо этого общее устройство терм дополняли фригидарий (помещение с бассейном с холодной водой для охлаждения после купания), спортивные площадки, кулуары и комнаты отдыха. Подача воды осуществлялась посредством подземного акведука. В наши дни на месте Терм Диоклетиана сохранился лишь один бассейн для воды.
– Храм Баалшамина
Храм ханаанского божества Баалшамина находился к северу от терм. Баалшамин, как и Ваал, тоже являлся «высшим божеством». Но он был богом финикийцев, которые поселились в Пальмире в более поздний период и поклонялись ему в отдельном храме, точное время возведения которого неизвестно. Предполагается, что он был построен либо ещё в 130 году при Адриане, либо лишь около 150 года. Но на месте храма Баалшамина уже и раньше располагалось языческое святилище. В 4-м веке храм был перестроен в христианскую церковь.
22 августа 2015 года боевики террористической организации «Исламское государство» взорвали это сооружение.
– Римский театр
К западу от Великой колоннады находится Римский театр, возведённый во 2-м веке нашей эры. Предполагается, что раньше в нём было значительно больше рядов сидений, чем в настоящее время. Часть из них, возможно, была изготовлена из дерева. Ширина задней стены сцены составляла 48 метров, а высота – 10,5 метров. Она была построена в 3-м веке. В ней находился вход во дворец, состоявший из центральных царских ворот и двух боковых дверей. Помимо двух сводчатых проходов в театре имелся средний вход, проходивший под рядами сидений и выходивший на кольцевую улицу.
Римский театр использовался для постановки спектаклей, а также для проведения гладиаторских сражений и боёв животных.
– Агора
Агора, или рыночная площадь, представляла собой квадратный двор, окружённый по периметру крытыми галереями. Она имела 11 входов.
Во 2-м веке нашей эры место, где находилась античная Агора, было застроено.
Самая древняя надпись, найденная на этом участке, датирована концом 1-го века нашей эры.
– Тетрапилон
Тетрапилон расположен на пересечении двух главных улиц Пальмиры. Он считается самым красивым из когда-либо построенных римских тетрапилонов. 16 стройных колонн из розового асуанского гранита образуют четыре крытые ниши, в которых некогда стояли статуи. Правда, это – только копии античных колонн, оригинальной является лишь одна из них.
– Некрополи
Перед воротами за пределами территории города расположены различные места погребения – некрополи, которые в соответствии с их расположением называются Северным, Юго-восточным, Юго-западным и Западным.
– Башни-гробницы Западного некрополя
Эти башни-гробницы являются уникальными в своём роде погребальными сооружениями на всём Ближнем Востоке. Согласно мемориальным надписям на них, они были построены между 9 годом до н. э. и 128 годом н. э. Самой большой среди них является башня-гробница Элаэля. Она имела до пяти этажей, которые были соединены между собой узкими винтовыми лестницами.
В этой башне было погребено множество умерших. Каждая башня-гробница являлась склепом одной определённой семьи. Гробы с телами покойных поднимались на соответствующие этажи гробниц по специальным шахтам.
Внешнее убранство башен-гробниц, как правило, было скромным. Однако внутри они имели богатый архитектурный декор и скульптурные украшения.
В сентябре 2015 года боевики ИГИЛ взорвали 3 из наиболее хорошо сохранившихся башен-гробниц.
– Подземные гробницы
Наряду с башнями-гробницами в Пальмире также были построены подземные гробницы. Согласно мемориальным надписям, они сооружены между 81 и 232 годами нашей эры. Пока найдено около 90 подземных гробниц.
Для входа в такую гробницу служила лестница. На монументальных каменных дверях гробницы были выгравированы имя её создателя и дата постройки. Погребальные камеры были богато украшены орнаментами или фресками.
Самой известной из этих гробниц является Гипогей трёх братьев. Он был построен около 160 года нашей эры и был богаче всех остальных подземных гробниц украшен фресками. На них изображены персонажи греческой мифологии, имеющие отношение к миру мёртвых.
Гробница Бурфы и Бурли была сооружена в 128 году и в настоящее время входит в экспозицию Национального музея Дамаска. Здесь были погребены основатели семьи и представители её последующих поколений. Эта гробница состоит из длинного коридора с расположенными слева и справа от него погребальными нишами.
В конце 2-го века в подземных гробницах часто устанавливались большие каменные саркофаги.
Кроме того, в них также были обнаружены мумии, но не такие, как в Египте.
– Храмовые гробницы
От домашних храмовых гробниц остались большей частью лишь груды обломков. Изначально они имели искусно оформленные фасады в форме храма с окружённым колоннами внутренним двором. Было построено приблизительно столько же храмовых гробниц, сколько и башен-гробниц. Согласно мемориальным надписям на домашних гробницах, они были построены между 143 и 253 годами нашей эры. Примером реконструированной домашней храмовой гробницы является Храм мёртвых. Он расположен рядом с Римским военным лагерем Диоклетиана в конце Великой колоннады.
– Крепость Калат ибн-Маан (Qalʿat Ibn Maʿn)
В 13-м веке приблизительно в двух километрах от развалин античной Пальмиры, на горном хребте, мусульмане возвели крепость для защиты от крестоносцев. Однако она уже не имела большого значения. Ливанский друзский феодал Фахр ад-Дин II (правил с 1585 по 1633 годы) перестроил её в виде замка и сделал своей резиденцией, пытаясь расширить свои владения за счёт Османской империи.