Археология 3D

Трехмерная реконструкция Помпей и извержения Везувия - Древний Рим - 3d-реконструкции - Археология 3D
Добро пожаловать, Гость!
Главная страница | 3d-реконструкции | Регистрация | Вход



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
3D-РЕКОНСТРУКЦИИ
Главная » 3d-реконструкции » Древний Рим

Трехмерная реконструкция Помпей и извержения Везувия
30.10.2014, 20:21

Помпеи (лат.: Pompeii, греч.: Πομπηΐα, ит.: Pompeï) – древнеримский город в регионе Кампания (ит.: Campania), расположенный на берегу Неаполитанского залива и, подобно Геркулануму (лат.: Herculaneum), Стабиям (Stabiae) и Оплонтису (Oplontis), погибший во время извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры.

На протяжении семивековой истории Помпеи населяли оски, самниты, греки, этруски и римляне, которые наложили свой отпечаток на облик города. Во время извержения Везувия город был полностью засыпан слоем вулканического пепла и со временем предан забвению. Открытие в 18-м веке хорошо сохранившихся руин Помпей дало им вторую жизнь – город стал центральным объектом для исследований в области археологии и истории древнего мира.

Последние раскопки показали, что рядом с современным городом Нола (ит.: Nola) находилось поселение, существовавшее там с начала 1-го тысячелетия до нашей эры и покинутое в конце 7-го века до нашей эры в связи с его переносом ближе к устью реки Сарно (лат.: Sarnus). Согласно мифу, это новое поселение, Помпеи, было основано полубогом Гераклом (в действительности же, скорее всего, осками), а его название предположительно произошло от оскского числительного pompe («пять»). Согласно Страбону, население Помпей в прошлом составляли оски, этруски, пеласги и самниты. К сожалению, об истории быстрорастущего города в период военных столкновений в Кампании между греками и этрусками ничего не известно. Правда, археологические находки свидетельствуют о том, что, вероятно, горожане поддерживали контакты с обеими сторонами конфликта, причем связи с этрусками, по-видимому, были более значительными. Правда, вероятно, поначалу жители города находились под влиянием греков, что объясняет принятие ими греческого пантеона и наличие дорического храма. В 525 году до нашей эры этруски расширили подвластную им территорию до Помпей. При этом они переняли в том числе и исповедовавшийся в городе культ Аполлона. После поражения этрусков в битве при Кумах 474 года до нашей эры против кумского и сиракузского флотов греки восстановили свою власть над Кампанией. С конца 5-го века до нашей эры (с 425-420 гг. до н.э.) Помпеи находились под властью самнитов. В 310 году до нашей эры горожанам удалось отбиться от грабительского похода римских военных моряков, которым в итоге пришлось захватить соседний город Нуцерия-Альфатерна (лат.: Nuceria Alfaterna). В 290 году до нашей эры Помпеи, как и все другие самнитские города, были вынуждены примкнуть к системе городов-союзников Рима. Среди руин было найдено несколько оскских надписей 2-го века до нашей эры, согласно которым в течение этого столетия и позже Помпеи пережили экономический расцвет. В этот период было построено множество общественных зданий, таких как крытые рынки или храмы. Кроме того, также были возведены внушительных размеров частные строения.

Во время Самнитских войн и Союзнической войны город выступал на стороне противников Рима. В 89 году до нашей эры Помпеи были осаждены римским военачальником Суллой – следы артиллерийского обстрела города заметны до сих пор. Помимо этого, на стенах домов были обнаружены надписи на оскском языке, которые должны были указывать путь незнакомым с местностью защитникам города. В конце концов, Помпеи были покорены римлянами, и в 80 году до нашей эры Сулла преобразовал город в римскую колонию. Отныне он стал называться «Помпейской колонией Корнелия (Суллы) в честь Венеры». По-видимому, около 2 тысяч римских ветеранов с семьями было поселено в относительно крупном юго-западном районе города. Однако в современном исследовании не уточняется, были ли для этого экспроприированы целые части города или лишь отдельные дома. Можно предположить, что многим поселенцам была выделена земля за пределами Помпей, и поэтому они жили не в городе. Сохранились латинские надписи того периода, указывающие на так называемую «самороманизацию». Считается доказанным фактом, что поначалу имели место конфликты между вновь поселившимися здесь римлянами и элитой коренного населения, продолжавшиеся десятилетиями. При этом, судя по всему, до наступления эпохи единовластия Октавиана Августа старая элита вернула своё влияние. Позже по образцу римской династии покровителем Помпей был избран назначенный Августом преемник – его племянник Марцелл (Marcellus), который, как и Август, стал для города объектом культового поклонения. Кроме того, в эпоху единовластия Августа этот привлекательный светский городок, судя по всему, развился в центр сосредоточения высшего римского сословия.

Согласно сообщению историка Тацита, в 59 году нашей эры в Амфитеатре, вмещавшем до 20 тысяч зрителей, во время одного гладиаторского боя произошли кровавые столкновения с гостями из соседней Нуцерии. После этого император Нерон на 10 лет запретил проведение в Помпеях любых состязаний. Причины этих столкновений, возможно, следует искать в чрезмерных политических проблемах в отношениях между этими двумя городами.

5 февраля 62 года нашей эры на местность вокруг вулкана Везувий обрушилось крупное землетрясение, вызвавшее большие разрушения в Помпеях, от которых город так и не успел полностью оправиться к моменту своей гибели. Долгое время исследователи считали, что это стихийное бедствие привело к обнищанию и пролетаризации его жителей, однако новейшие исследования опровергают эту точку зрения.

Население Помпей, которые в античных источниках классифицируются то как город (лат.: urbs), то как укрепление (oppidum) или муниципий (municipium), граждане которого принадлежали к роду Менениев (tribus Menenia), к моменту гибели насчитывало предположительно 8-10 тысяч человек.

Это землетрясение, вызванное, возможно, оседанием пласта кровли магматического очага или образованием трещины в подстилающей горной породе, расшатало образованную застывшей лавой жерловую пробку вулкана. В последующие годы её сопротивление всё больше ослабевало под действием заключенных внутри вулкана поднимающихся газов и постоянно растущего давления пара в магматической камере. К полудню 24 августа 79 года внутреннее давление превысило сопротивление жерловой пробки, которая внезапно раздробилась на части и была выброшена из жерла. Сразу после этого в течение короткого времени из недр вулкана были извергнуты огромные количества пемзы и пепла. Также выброшенные при этом доломиты триасового периода, из которых состояла кровля магматического очага, свидетельствуют о том, что при извержении жерло Везувия опорожнилось на очень большую глубину. После этого струя газов выдула наружу перемолотый материал стенок жерла.

Уже за несколько дней до извержения появились признаки активизации вулканической деятельности Везувия, благодаря чему часть жителей Помпей заблаговременно покинули город из соображений предосторожности. Во время извержения вулкан выбросил в атмосферу огромные количества пепла, лавы и газов, облако которых было отнесено ветром в направлении Помпей. Вскоре после начала извержения пошёл дождь из пемзы. При этом пыль перемежалась с более крупными кусками пемзы, которые с большой скоростью ударялись в землю. Дождь из пемзы обрушил очень большое число крыш, завалил входные двери и заблокировал жителей города внутри домов.

Во время короткого затишья в ходе извержения жерло Везувия заполнилось лавой. Однако при следующем выбросе оно снова освободилось, и сила извержения стала быстро нарастать. Жерло ещё раз закупорилось, но вновь прочистилось. Из глубин вулкана по жерлу поднялась нагнетаемая под действием всё более частых выбросов пепла и насыщенная газом магма, которая стала распыляться под действием мощных взрывов. Достигнутая таким образом кульминация извержения предположительно сопровождалась мощными вулканическими землетрясениями. Одновременно с этим разразившийся на западном склоне Везувия ливневый вулканический дождь превратил большие количества пепла в грязевые потоки.

В результате выброса гигантских количеств пирокластического материала произошло опорожнение жерла и верхней части магматической камеры, что вызвало обрушение кровли магматической камеры вдоль линий разлома. Магма из одной такой линии разлома пробилась на поверхность и излилась на болотистую местность, располагавшуюся у северного подножия древнего вулкана Монте-Сомма (ит.: Monte Somma). Вследствие обрушения области его вершины образовалась кальдера диаметром 6 километров, в которой в дальнейшем сформировался конус Везувия.

Когда вулкан снова успокоился после 18-часового извержения, большинство людей, находившихся в городе, уже задохнулось или было убито падающими камнями. Но некоторым из них всё же удалось пережить само извержение. Однако выжившие единицы чуть позже пали жертвой так называемых «раскаленных лавин» (стремительно низвергающихся по склонам вулкана пирокластических потоков из раскаленных газов и пепла). Одной из жертв извержения Везувия оказался известный древнеримский писатель Плиний Старший (лат.: Plinius Maior), который из естественнонаучного интереса и желания помочь жителям Помпей отправился со своим флотом (он являлся командующим римским флотом в Мизенах) к месту катастрофы. Не доезжая до города Стабии, он погиб, задохнувшись парами серы. Свидетелем катастрофы был его племянник Плиний Младший (Gaius Plinius Caecilius Secundus), который подробнейшим образом описал процесс извержения Везувия в сохранившихся письмах. Поэтому извержения вулканов такого типа стали называться плинианскими.

Согласно Плинию Младшему, датой гибели города является 24 августа 79 года, однако множество признаков указывает на то, что катастрофа произошла лишь спустя 2 месяца после этого дня.

Более 15 веков город оставался погребенным под 25-метровым слоем вулканического пепла и пемзы. Помимо Помпей также были полностью засыпаны другие города, такие как Геркуланум, Стабии и Оплонтис.

В ходе раскопок в Помпеях было освобождено от вулканического пепла и пемзы множество сохранившихся памятников древнеримской культуры. Одним из них является Форум, расположенный в центре Старого города. Отдельные строения этого архитектурного ансамбля были возведены в разное время – поэтому он производит неоднородное впечатление. Незастроенная территория Форума (собственно форум, то есть «площадь») имеет прямоугольную форму. Она, должно быть, служила в качестве рынка, прежде всего в доримскую эпоху. Первоначально Форум также выполнял важную функцию места проведения собраний, однако можно предположить, что после постройки в городе первого театра народные собрания стали проводиться именно там. Со всех сторон, кроме северной, Форум окружен двухэтажным портиком, строительство которого началось около 100 года до нашей эры. Обнаруженная надпись на латыни, содержащая упоминание о возникшей ещё во времена осков и ставшей неупотребительной при римлянах должности квестора, указывает на то, что строительство этого сооружения было завершено вскоре после Союзнической войны, но ещё до основания римской колонии, то есть между 89 и 80 годами до нашей эры. Строения западной стороны этого комплекса, вероятно, возводились на фундаментах стоявших здесь ранее частных жилых домов.

Единственным зданием на площади был расположенный у её северного края Капитолий (Capitolium), храм в честь Капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). Сначала этот храм посвящался только верховному римскому богу Юпитеру. Он был построен в середине 2-го века до нашей эры одновременно с реставрацией храма Аполлона. К этому времени на смену греческому верховному божеству Помпей Аполлону пришел римский Юпитер. Благодаря этому, город очень рано примкнул к Риму. По своим размерам храм Юпитера превзошёл храм Аполлона, а открытость его положения на местности свидетельствует о занимаемом им выдающемся статусе. Архитектура храма Юпитера тоже была ориентирована на римские, а не на греческие (как в случае с храмом Аполлона) образцы. Судя по всему, отделка храма была особенно богатой – даже внутри целлы стояли статуи. К началу 1-го века до нашей эры предназначение храма расширилось – теперь в нём поклонялись Юпитеру, Юноне и Минерве.

В северо-восточном углу Форума располагался Мацеллум (лат.: Macellum), крытый продовольственный рынок Помпей. В ходе перестройки Форума во 2-м веке до нашей эры была изменена его функция центральной рыночной площади города. Дело в том, что в качестве рынков стали использоваться другие площади города. Одним из таких мест и был Мацеллум. В начале 1-го века нашей эры это сооружение было основательно перестроено, однако после этого его сильно разрушило землетрясение 62 года. В центре торгового зала находился толос (круглый греческий храм), с восточной стороны в нём располагалось 3 помещения. В среднем из них удалось идентифицировать место отправления культа императора. В первоначальном здании Мацеллума предположительно тоже существовала культовая зона поклонения богу-покровителю торговли Меркурию. Внутри сооружения велась торговля в основном продуктами питания, прежде всего – мясом и рыбой. Здесь были найдены многочисленные остатки костей животных и рыб, а также следы загонов для домашнего скота. В тавернах (лавках торговцев), расположенных с северной и западной сторон Мацеллума, были найдены останки фруктов, зерна и выпечки. После гибели Помпей из культового помещения, находившегося в центре восточной стороны крытого рынка, через пролом в стене была извлечена часть установленных там статуй.

Самым большим строением Форума с самым великолепным фасадом было здание Евмахии, названное так в честь спонсора его строительства – высокопоставленной жрицы Евмахии. Две надписи упоминают жрицу и её сына как спонсоров строительства, однако в отличие от обычной практики не содержат никаких указаний на предназначение самого здания. Тем не менее, предполагается, что застроенный земельный участок ещё до этого принадлежал Евмахиям, коренному помпейскому роду, дом которых стоял на Форуме. Здание Евмахии было посвящено богине согласия Конкордии. Одна из найденных здесь статуй представляет собой символическое изображение Конкордии Августы (Concordia Augusta). Учитывая, что местные производители шерсти спонсировали изготовление также обнаруженной здесь статуи Евмахии, первоначально было выдвинуто ошибочное предположение о том, что это здание служило в качестве рынка для торговли шерстью. Позже предполагалось, что оно использовалось как рынок рабов или место проведения аукционов. Однако наиболее вероятным является предположение о том, что здание Евмахии служило парадным залом для проведения торжеств в честь богини Конкордии.

В первое время после получения статуса римской колонии в Помпеях был построен Дирибиторий (здание для подсчета табличек для голосования). Правда, о его точном предназначении можно лишь догадываться. Раньше это строение называли Комицием (местом проведения народных собраний), однако оно слишком тесное, чтобы вмещать большое количество людей. Поэтому в настоящее время предполагается, что здесь подсчитывались голоса, поданные на народных собраниях за то или иное решение.

На юго-западной стороне, фасадом к Форуму, расположена Базилика. Она была построена во второй половине 2-го века до нашей эры (приблизительно в то же время, что храм Юпитера и новое здание храма Аполлона) на территории, на которой ранее, скорее всего, располагались частные дома и лавки торговцев (перед передней стороной Форума). Базилика имеет прямоугольное основание с тремя нефами, а также двускатную полувальмовую крышу, которую поддерживают центральные колонны и полуколонны верхних частей стен. Внутри сохранились декорации (фрески 3-го - начала 1-го веков до нашей эры). При строительстве этого здания были впервые в Помпеях применены в больших количествах обожженные кирпичи. Чтобы добиться представительного внешнего вида, готовое строение было покрыто снаружи штукатуркой, которую затем загладили и отполировали. Тонкая сеть рельефов поверхности имитировала квадровую кладку. Со времени проведения немецким археологом Августом Мау (нем.: August Mau) своих исследований в Помпеях этот архитектурный приём называется «первым помпейским стилем» (нем.: Erster Pompejanischer Stil). Судя по надписи на штукатурке, в которой упоминаются имена консулов 78 года до нашей эры, Базилика была построена ещё в доримский период истории Помпей.

Древнейшим зданием Форума был храм Аполлона. Поблизости от него были обнаружены следы здания-предшественника, относящиеся к 6-му веку до нашей эры. Сохранившееся же до наших дней здание храма датируется серединой 2-го века до нашей эры, при этом совершенно очевидно, что оно было построено в соответствии с образцами городских монументов Рима. Этот факт весьма интересен, так как в то время Помпеи были ещё слабо связаны с Римом, и городу не было никакой необходимости ориентироваться на Рим. Архитектура сооружения свидетельствует о подражании существовавшим в Риме греческим образцам. Первоначально храм Аполлона являлся символом этрусского влияния на город, так как Аполлон был одним из главных богов этого народа. Поначалу этот храм был главным святилищем города. Но и после возведения новых храмов культ Аполлона оставался очень популярным. В период ранней империи перед храмом были построены солнечные часы.

На северо-западе рядом с Мацеллумом находился ещё один крытый рынок. Здесь, возможно, велась торговля продуктами питания и другими товарами повседневного спроса.

Со всех сторон внутри и снаружи портика расположены основания по меньшей мере 25 статуй. Однако в настоящее время уже невозможно установить, что это были за статуи. После того, как они были засыпаны пеплом, их, возможно, украли грабители вместе с постаментами. На Форуме стояли, очевидно, исключительно статуи всадников в натуральную величину, в то время как внутри портика, перед колоннами, располагались пешие статуи.

Вторым по возрасту в Помпеях является храм Геркулеса и Минервы. В прошлом на его месте стоял дорический храм. Благодаря своему открытому расположению на крутом откосе, храм Геркулеса и Минервы был хорошо виден с моря. Его фасад имел редкое для античности нечетное число колонн фасада (семь). Эта особенность предположительно объясняется тем, что храм использовался для поклонения двум богам. По крайней мере, в его целле расположены отдельные основания двух культовых статуй. Судя по изображениям на черепице крыши, предполагается, что этими двумя богами, которых изображали статуи, были Минерва и Геркулес. Статуи датировались приблизительно 300 годом до нашей эры. Все эти факты свидетельствуют о том, что к тому времени здание храма подверглось существенной реставрации.

Между храмом Геркулеса и Минервы и Моноптером (круглым в основании зданием) в ранний период римской колонии (после 80 года до нашей эры) был построен храм Геркулеса-героя (Heroon) – с четырех сторон обнесенная стеной территория, где жители Помпей поклонялись Геркулесу как герою.

В конце 2-го века до нашей эры был возведен храм Изиса (Изеум/лат.: Iseum), одно из первых сооружений этого типа в Италии. Он расположен на открытом месте по соседству с Театром. Хотя культ этого божества был заимствован из египетской мифологии, оформление храма было римским – ещё одно свидетельство очень ранней приверженности Риму. После ряда реконструкций к храму было пристроено несколько вспомогательных помещений. Помимо культовой фигуры Изиса в Изеуме также были установлены статуи Сераписа, Гарпократа и Анубиса. Вдоль задних стен портика стояли статуи и гермы (бюсты на четырехгранных подставках) Изиса, Венеры, Бахуса и мимического актёра Норбана Сорекса (лат.: Norbanus Sorex). Вход, расположенный в юго-восточной части храма, вёл под землю, где хранилась вода из Нила для ритуалов омовения.

Строительство храма Венеры датируется приблизительно 80 годом до нашей эры, когда была основана римская колония Помпеи. Этот большой храм был возведён в Старом городе между Базиликой и Портовыми воротами. От его первоначального здания до наших дней сохранились лишь немногочисленные фрагменты, так как в период империи оно подверглось значительной перестройке, а позже было сильно повреждено во время землетрясения. В момент гибели города в храме Венеры как раз проводилась реставрация, поэтому в нём отсутствует мраморная облицовка стен.

При проведении раскопок было обнаружено множество небольших алтарей, особенно на перекрестках улиц. Зачастую они представляли собой лишь наспех сооруженные из камня постаменты или культовые ниши, иногда и вовсе обозначенные лишь в виде фресок на фасадах домов. Эти маленькие алтари служили небольшими религиозными центрами для соседних семей. Здесь прежде всего отправлялся культ так называемых компитальных ларов (божеств, покровительствующих дому, семье и общине).

К числу других достопримечательностей Помпей относится множество терм (общественных римских бань). Долгое время продолжалась дискуссия о возникновении старейших терм города – Стабианских. Некоторые исследователи датировали их уже 5-м или даже 6-м веком до нашей эры, то есть представляли их в качестве конкурента древнейших общественных бань – терм Олимпии. Однако, поскольку Стабианские термы расположены за пределами древней городской стены, построены они были, скорее всего, лишь в 3-м веке до нашей эры, то есть на несколько поколений позже.

Другое сооружение, так называемые Термы на Форуме, возвышались в самой северной части Форума. Надписи, сообщающие об общественном финансировании их строительства, датируются приблизительно 70 годом до нашей эры. Их содержание обеспечивалось, вероятно, за счет того, что их северная, западная и южная наружные стены были окружены лавками ремесленников и торговцев, а второй этаж предположительно сдавался в наём в качестве жилья.

Поначалу Термы на Форуме имели только мужской зал; небольшой женский зал был пристроен позже. Кроме того, относящаяся к комплексу терм Палестра (гимнастическая школа) была очень маленькой. Этот факт позволяет считать, что эти термы сначала использовались главным образом пожилыми мужчинами, которые занимались ремеслом или торговлей на Форуме.

Термы на Форуме – это единственная городская общественная баня, которая была быстро отремонтирована после землетрясения 62 года нашей эры и снова приобрела почти первоначальный внешний вид. Эти термы находились в эксплуатации в день катастрофы 79 года.

Непосредственно за городом, на западе у Портовых ворот, в период ранней империи были построены ещё одни термы. Они были сооружены в соответствии с самыми современными на то время знаниями и отличались несколькими техническими ухищрениями. Особенно интересными были окна, за которыми открывался вид на море.

В наши дни эти термы (называемые Пригородными) известны прежде всего своими эротическими фресками. Однако долгое время существовавшее предположение о том, что это место являлось публичным домом, не находит подтверждения. Эти фрески, изображенные в раздевалке, скорее всего, служили вспомогательным ориентиром для того, чтобы после купания посетители терм могли найти свою оставленную одежду, а их сюжеты были почерпнуты в современных литературных произведениях, таких как «Наука любви» (лат.: Ars amatoria) Овидия.

Еще одни термы, Центральные, расположенные почти в центре Помпей, на пересечении нескольких важных улиц, судя по всему, были построены после землетрясения 62 года. Однако во время извержения 79 года здание терм ещё не имело чистовой отделки.

Республиканские термы были второй по возрасту, ещё доримской, и при этом самой маленькой общественной баней Помпей. Они располагались напротив Самнитской палестры. Предполагается, что эти термы использовались главным образом местными спортсменами. Возможно, данное сооружение поначалу и вовсе было частью какого-то спортивного комплекса, так как на момент своего возникновения оно занимало, скорее, неблагоприятное местоположение. Кроме того, Республиканские термы не имели своей собственной палестры.

Их здание состоит из двух отдельных залов. В зале побольше также имелась парная. Судя по всему, эти небольшие термы были заброшены не позднее чем в эпоху единовластия Октавиана Августа.

В течение 2-го века до нашей эры на южном краю лавового плато, к востоку от культово-спортивного сооружения под названием Треугольный форум (ит.: Forum Triangolare), был построен так называемый Большой театр. Он являлся самым первым зданием во всей округе – остальные строения были возведены позже и подчинены ему по архитектуре и местоположению. От первоначального здания театра практически ничего не сохранилось. Изначально оно соответствовало греческой традиции – в нём имелось круглое открытое пространство (орхестра) перед сценой, а периметр театра чуть выходил за пределы полукруга. Лишь после нескольких этапов реконструкции Большой театр был приведён в соответствие с римской театральной традицией. При этом первым делом была приподнята сцена. В эпоху единовластия Августа было реконструировано закулисное помещение, оно было смещено ближе к зрительским рядам, кроме того было устроено углубление для эффектного опускания занавеса, но несмотря на это увеличилось сценическое пространство. К тому же был заново выложен и облицован мрамором фасад сцены. После землетрясения 62 года нашей эры фасад был ещё раз изменен – он был дополнен множеством ниш и колонн. При этом также была уменьшена орхестра, прежде имевшая подковообразную форму.

Согласно обнаруженным надписям, в первые годы после получения городом статуса римской колонии непосредственно к юго-востоку от Большого театра был построен театр меньшего размера, известный под названием Крытого театра (лат.: teatrum tectum). Организацию его строительства городской совет поручил известным дуумвирам Марку Порцию (Marcus Porcius) и Квинктию Вальгу (Quinctius Valgus). Это сооружение, полукруглое в горизонтальной проекции подобно античному театру, было не только крытым, но и квадратным по форме. Этим оно напоминало греческие концертные залы – одеоны. Поэтому до сих пор многие и, пожалуй, ошибочно полагают, что Крытый театр, якобы, был местом проведения музыкальных декламаций, для которых требовалась лучшая по сравнению с обычным театром акустика. Однако более вероятно предположить, что этот театр был построен для тогда ещё малочисленных римских колонистов, родным языком которых являлась латынь, так как Большой театр в то время ещё использовался горожанами, продолжавшими разговаривать на оскском языке. Кроме того, также можно допустить, что «Малый» театр служил местом проведения собраний, на которых принимались судьбоносные для города решения.

Приблизительно одновременно с Крытым театром в Помпеях был построен Амфитеатр. Он являлся вообще самым первым известным амфитеатром и вмещал 20 тысяч зрителей. Ответственными за его строительство вновь были назначены Марк Порций и Квинктий Вальг, до этого уже контролировавшие возведение Крытого театра. Здание Амфитеатра было построено в самой юго-восточной части города. Оно было настолько высоким, что возвышалось над городской стеной, и приезжавшие в Помпеи поселенцы видели его в первую очередь. Благодаря этому даже иногородним гостям было легко добраться до него. Однако, поскольку в то время архитекторы ещё не имели опыта возведения подобных зданий, в их распоряжении отсутствовала хорошо продуманная технология, которая была использована позже при строительстве других сооружений этого типа, таких как римский Колизей. Об этом свидетельствуют, например, ведущие к зрительским рядам лестницы, ещё не интегрированные в конструкцию Амфитеатра, а построенные отдельно.

В Помпеях также существовало несколько спортивных сооружений. К их числу принадлежит уже упомянутый выше Треугольный форум. Помимо использования в качестве одного из городских культовых центров, свободное пространство данного форума служило спортивной площадкой для местной молодежи. В этом смысле Треугольный форум был предназначен для спортивной подготовки юношей и молодых жителей города к возможной военной мобилизации. Поскольку этот форум был со всех сторон окружен портиком (кроме юго-западного отвесного склона, где портик отсутствовал), он представлял собой цельное образование.

На северо-востоке с Треугольным форумом граничит так называемая Самнитская палестра. Эти два сооружения были соединены между собой проходом, то есть Самнитская палестра, достоверно являвшаяся спортивным сооружением, имела выход к беговой дорожке Треугольного форума.

Идентифицировать её как палестру удалось на основании обнаруженной надписи на оскском языке, в которой упомянуты проходившие гимнастическую подготовку молодые люди (оск.: vereiia). В пользу предположения о спортивном характере этого сооружения также говорит тот факт, что Самнитская палестра соединена с Республиканскими термами, которые не имели своей собственной палестры.

В римский период спортивные сооружения на Треугольном форуме и Самнитская палестра всё больше утрачивали свое значение как элементы военной подготовки. С эпохи единовластия Августа в моду, прежде всего у молодежи из высшего сословия, вошла спортивная гимнастика просто ради удовольствия. В связи с новыми требованиями, рядом с очень большим открытым пространством, существовавшим к западу от Амфитеатра, была построена огромная новая палестра. Её территория была отделена от Амфитеатра трехпролетным портиком. Далее следовала простая стена с 3 проходами. Перед портиком стояли тенистые деревья, а в центре сооружения находился большой плавательный бассейн. Беговая дорожка и помещения для переодевания и хранения спортивного инвентаря отсутствовали. На этой же территории расположено место для отправления культа императора – помещение, напоминающее целлу.

На протяжении веков одной из самых больших проблем Помпей являлось водоснабжение населения. Доступными для добычи воды могли быть только река Сарно или источники по соседству с Везувием. Для водоснабжения внутри города пришлось построить водохранилища (так называемые «цистерны») или же выкопать очень глубокие колодцы, что объяснялось расположением Помпей на плато. Так, глубина одного колодца, найденного на одном из самых высоких мест города, у Геркулесовых ворот, составляла 35 метров. На территории города было обнаружено несколько колодцев – большинство из них имело централизованное расположение на перекрестках улиц. Однако ещё большее число колодцев существовало на земельных участках или, особенно в более поздний период, даже внутри зданий. Правда, не ясно, использовались ли эти колодцы только для частного водоснабжения. После сооружения городского акведука колодцы были заброшены, при этом некоторые из них были завалены различными отходами и мусором. Предполагается, что до постройки акведука большинство зданий имело собственные водохранилища, располагавшиеся в подвалах. Однако вода из них, скорее всего, использовалась в первую очередь для хозяйственных нужд, например, для мытья, полива садов или поения домашнего скота.

Категория: Древний Рим | Автор: GTCorporation | Теги: Помпеи, реконструкция, Трехмерная, 3d
Переходов: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие материалы по археологии и истории:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Какой раздел сайта кажется Вам наиболее полезным?
Всего ответов: 1079