В 307 году до нашей
эры царь Антигон I Одноглазый основал в нескольких километрах к северу от Антиохии
названный по его имени город Антигония-на-Оронте. После его поражения от Селевка
I (царствовал
в 306-281 годах до нашей эры) в битве при Ипсе летом 301 года до нашей эры лишь
недавно возникшая Антигония была покинута, и вместо неё в 300 году до нашей эры
был основан новый город, Антиохия-на-Оронте, названный так Селевком в честь его
отца Антиоха: тем самым Селевк сохранил традицию, введенную ещё Александром
Великим, который по пути своего следования основал несколько городов, названных
в его честь.
Антиохия стала одной из столиц Царства Селевкидов
и быстро стала одним из главнейших античных городов мирового значения. Жители этого
нового поселения, которое (в отличие от Селевкии Пиерии) имело огранизационную
структуру полиса, были родом из Македонии и Греции, в особенности из Афин. Антиохия
стала особенно великолепной при Антиохе IV Эпифане (175-164 годы до нашей эры), и к ней добавилась новая
часть города, Эпифания. Антиох также построил храм Зевса, потолок и стены
которого были покрыты позолотой.
Но главной
резиденцией Селевкидов Антиохия стала лишь в позднюю эпоху Царства после того, как
царь Сирии Деметрий II Никатор (царствовал в 145-140 и 129–125 годах до нашей эры) потерпел
в 140 году до нашей эры поражение от парфян, а его брат Антиох VII Сидет (139-129 годы до нашей эры) после
крупных начальных успехов проиграл в 129 году до нашей эры решающее сражение против
них и сам при этом погиб. Победители окончательно отняли у Селевкидов всю восточную
часть царства и ограничили подвластную им территорию одной лишь Сирией. Тем самым
Антиохии пришлось выполнять функцию столицы.
В 83 году до нашей
эры остальная часть Царства Селевкидов оказалась под властью царя Великой
Армении Тиграна II Великого (в
95-55 годах до нашей эры), но его поражение от римского полководца Лукулла
привело к её возвращению под власть Селевкидов при Антиохе XIII Азиатском (69-64 годы до нашей эры). После
его убийства преемник Лукулла Помпей в том же 64 году до нашей эры сверг
последнего царя Филиппа II (65-64 годы до нашей эры) и включил лишившееся значительной
части государство Селевкидов в состав римского государства: Антиохия стала столицей провинции Сирия.
В эпоху Римской
империи население Антиохии насчитывала, возможно, до 500 тысяч человек, и город
наряду с Римом, Александрией и Карфагеном был одним из важнейших городов
империи.
В 1 веке нашей
эры на острове Оронт был построен большой ипподром. Приблизительно с 285 года
по повелению императора Диоклетиана рядом с ним началось возведение постоянной
резиденции (дворца). От центра острова к новому дворцу вела дорога, обрамленная
колоннами, вход во дворец образовывал ворота с 4 колоннами, украшенные
изображением триумфа, который символизировала запряженная слонами квадрига.
Антиохия-на-Оронте
заняла важное место в истории христианства. Родом из Антиохии был Николай, один
из первых 7 диаконов. После христианизации в пещере церкви Святого Петра на северо-востоке
города собирались первые христианские общины вокруг святых Павла, Варнавы,
Петра, а потом и первых епископов города. Предполагается, что именно здесь
детей Иисуса впервые стали называть христианами.
Во времена
преследования христиан императором Децием (в 249-251 годах) мученическую смерть
принял здесь в 250 году Вавила, епископ Антиохии.
Но с 4-го века
теперь уже по большей части христианские императоры оказывали содействие
городским церквям. При императоре Галле останки Вавилы Антиохийского были погребены
в Дафне рядом с Кастальским ключом, но император Юлиан приказал вернуть их в
Антиохию. Император Константин Великий (306-337 годы) и Констанций II (337-361 годы) подарили
антиохийской церкви ценные предметы церковной утвари.
С формированием
христианской церкви город Антиохия
вместе с Римом, Константинополем, Александрией и Иерусалимом стал резиденцией
сначала трех, а позднее 5 староцерковных патриархатов. При этом, как и
Константинополь и Александрия, Антиохия никогда не признавала претензии на
главенство римского епископа.
В позднеантичную
эпоху, несмотря на несколько сильных землетрясений, город оставался одним из
важнейших городов Восточной Римской империи. Персы Сасаниды разграбляли Антиохию
в 253 (или 256) и 260 годах при царе
Шапуре I. Однако в 4-м веке
город снова расцвел, а его население составляло несколько сотен тысяч человек.
Падение метрополии
началось лишь в 6-м веке. В 526 году Антиохия была сильно опустошена страшным землетрясением,
в котором по свидетельству Иоанна Малалы погибло до 250 тысяч человек. Всего через
несколько лет городу был нанесен окончательный удар: в 540 году персидский царь
Хосров I Сасанид напал на
Римскую Сирию и штурмом взял Антиохию. Он депортировал большую часть горожан в Хосроеву
Антиохию близ Ктесифона, а сам город за исключением нескольких зданий разрушил.
При императоре Юстиниане I (527-565 годы) Антиохия была частично восстановлена под названием
Теуполис (Божий город). Но некогда процветавшее изготовление предметов искусства практически прекратилось. В 613 году близ города произошло крупное
сражение между восточными римлянами и Сасанидами, в котором войска императора
потерпели поражение. Предположительно в 638 году Антиохия была захвачена арабами. На этом античный период истории города завершился. На нашем сайте вы можете найти: Трехмерная реконструкция Антиохии Книга "Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке)" План Антиохии эпохи Эллинизма План Антиохии времен античности
План средневековой Антиохии План Антиохии эпохи Средневековья
|