Археология 3D

Статуи острова Пасхи (моаи). Загадка из загадок - Форум - Археология 3D
Добро пожаловать, Гость!
Главная страница | Статуи острова Пасхи (моаи). Загадка из загадок - Форум | Регистрация | Вход
ФОРУМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Культуры и цивилизации » Чудеса света » Статуи острова Пасхи (моаи). Загадка из загадок (Как перемещали моаи до места установки)
Статуи острова Пасхи (моаи). Загадка из загадок
LeontichДата: Четверг, 02.07.2009, 17:54 | Сообщение # 1
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
Об острове Пасхи знают все. Клочок вулканической суши, затеянный в просторах Тихого океана, был открыт 6 апреля 1722 года голландским адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки. Они были приветливо встречены рослыми смуглыми жителями, похожими на полинезийцев, среди которых голландцы с большим удивлением увидели людей с почти черной, красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейский облик имел и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с большим достоинством и отличался от моряков только экзотическим дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Необычайно сложными татуировками и мощными серёжками щеголяли здесь многие.

Но больше всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во множестве возвышавшиеся на берегу. Непонятно было, как смогли перенести их сюда туземцы, ведь по близости не было той горной породы, из которой они высечены. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему солнцу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен отправился на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

Дальнейшие исследования показали, что лишь незначительная часть статуй, называемых на местном языке моаи, были изготовлены из материала, имевшегося непосредственно возле места установки. Подавляющее большенство иваяний родилось в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. В качестве мест добычи камня были облюбованы выходы твердых пород на почти отвесном юго-восточном склоне: нижний, продуктивный слой (непосредственно у естественной делювиальной осыпи), средний (несколько десятков метров над ней) и верхний (гребень кратера). Поражают масштабы происходившего. Кажется, что неведомые ваятели были настолько всесильны и настолько вдохновлены неведомой нам сейчас задачей, что их совершенно не смущали ни размеры изваяний, ни их количество, ни положение в пространстве исходного материала.

Первые европейские путешественники застали статуи уже засыпанными. Судя по их рисункам, уровень грунта был тогда таким же, как и сейчас. Так и стоят они по сей день немыми свидетелями былого. Кто они, чьи черты таятся в их незрячих лицах? Кто, зачем и когда воздвиг их здесь, на забытом всеми маленьком островке? Как это делалось, как создали и перенесли на многие километры сотни этих неподъемных мегалитов?

Отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том, кого изображают и какое значение имеют статуи:
1) изображение духов;
2) изваяния божеств;
3) межевые столбы;
4) надгробия;
5) памятники знати и обожествляемым предкам;
6) декоративные изваяния;
7) автопортреты космических пришельцев; (!) biggrin
8) изображения роботов. (!!!) tongue

На сегодняшний день твердо установлено, что моаи не были ни украшениями, ни тем более межевыми столбами. Они никогда не стояли на границах возделанных полей, а те моаи, которые и сейчас можно встретить вне каменоломен, лежат вдоль древних, частично мощеных, уходящих в океан дорог, по которым их, надо полагать, перетаскивали к местам установки. Некоторые моаи были, видимо, надгробьями – внутри по меньшей мере одного пьедестала есть захоронение, а другие изображали либо богов, либо духов (т.е. племя сверхъестественных существ рангом пониже), либо вполне конкретных исторических лиц ( т.е. эти статуи были стилизованными портретами людей). До наших дней дошли предания о том, что представители пасхальской знати заранее заказывали профессиональным ваятелям монумент, да чтобы он был побольше.

Надо отметить, что все сказанное относится к «классическим» моаи, т.е. к моаи Среднего периода, которые изготавливались приблизительно с ХI по ХVII в. Раскопки обнаружили и совершенно другие, до этого никому не известные статуи Раннего периода. Некоторые из них удивительно походят на тиауанакские статуи из Южной Америки.

Самые крупные из перемещавшихся моаи, как известно, достигают высоты 10 – 12 м, но исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу их веса. Для одной и той же статуи называют величины 10, 20, 50 и даже 80 с лишним тонн. Более строгие расчеты объемов моаи с привлечением данных по материалам, из которых они изготовлены, показывают, что перемещавшиеся моаи весят от 2 до 4 тонн. Поэтому будем в дальнейшем считать, что ваятелям предстояло извлечь 40-тонный мегалит из тесной ниши, которая находится в 60 м над подножием почти отвесной скалы, а затем перенести его на трехметровый постамент на противоположном конце острова. Вот примерно такие дела творились на этом удивительном острове. И пусть никого не разочаровывает то, что самые крупные из пасхальных идолов весят не 80, а «всего» 40 тонн. Ваятели готовили в путь монстра ростом 21,8 м и массой около 350 тонн. В мире существует еще только одна цельнокаменная скульптура подобных размеров и веса (статуя Будды в Юго – Восточной Азии), но она в отличие от «королевского» моаи создана в местности, где никогда не было недостатка в рабочей силе.

Все способы горизонтального перемещения моаи при помощи бревенчатых катков, внешней цилиндрической обшивки и т.п. придется исключить – не только оттого, что на острове во время ваяния статуй не могло быть необходимого количества деревьев с достаточным диаметром ствола, но еще и потому, что аборигенам о. Пасхи, как и инкам, и полинезийцам, не было известно колесо как таковое.

Усилие для перемещения груза на каких-нибудь салазках или полозьях по гладкой поверхности однозначно определяется коэффициентом трения скольжения материала полозьев о материал поверхности. Для дерева, скользящего по гладкому камню, этот коэффициент равен 0,38, а для отнюдь не гладкого камня дороги, по которой статуи двигали от каменоломен к побережью, - 0,5 – 0,8. Любое несовершенство полозьев, равно как и непосредственный контакт неровностей на теле статуи с дорогой, приведут к тому, что груз начнет работать как плуг – сопротивление его при этом еще более резко возрастет. Трение скольжения можно уменьшить применением достаточно обильной смазки, но даже если подбирать ее с пройденного пути и использовать заново, потери смазки будут все же очень велики. Сомнительно, чтобы на небольшом каменистом острове с далеко не безграничными пищевыми ресурсами стали бы так обращаться с вареным ямсом и плодами – ведь именно они, согласно легендам, были той смазкой, которую бросали под статуи.

Очень интересен способ, предложенный Ж.-П. Симере. Перемещение здесь происходит так же, как и для тяжелой бочки на гладком полу, «поворотом» или «перекатом»: если ее немного наклонить в сторону, чтобы бочка встала на ребро основания, и приложить момент, вращающий ее вокруг точки опоры (или вокруг собственной оси), то бочка перенесет центр массы вперед и в сторону (или перекатится на некоторое расстояние в том же направлении). Последовательно повторяя эту операцию каждый раз с противоположной стороны, можно добиться перемещения бочки вперед небольшими «шагами».

Но основание моаи представляет собой не круг, а прямоугольник с двумя скругленными углами, и двигаться ему придется не по гладкому полу, а по не слишком гладкой дороге, иногда – и просто по неподготовленной равнине. Перемещение «перекатом» - это по сути дела переход к качению моаи, колесом здесь служит не бревенчатый каток, а скругленная кромка основания. Несомненно, этот способ мог быть эмпирически найден на ранних стадиях ваяния и мог применяться для перемещения небольших 5 – 10-тонных моаи, но для 40-тонного изваяния он вырождается в изнурительное мероприятие с негарантированным результатом, требующего как минимум участия 350 человек. Если же 40-тонный моаи по второй вариации метода Симере наклонят в сторону, а затем начнут разворачивать, ребро основания превратится в лемех плуга со всеми вытекающими из этого последствиями. Число рабочих здесь многократно возрастает и вообще не поддается точному определению, все будет зависеть от прочности верхнего слоя дороги, который они сумеют содрать или выворотить.

Единственно разумный путь уменьшения площади основания, соприкасающегося с дорогой, - это вращение параллелепипеда, за который можно условно принять моаи, не на ребре, а на вершине. Этот путь сразу же приводит к неожиданному результату: если накренить наш 40-тонный моаи набок, а затем потянуть назад, то словно оживший антропоморфный великан высотой с трехэтажный дом вдруг совершенно неожиданно, как бы перебарывая тщетные усилия копошащихся у его подножия лилипутов, самостоятельно шагнет вперед. Секрет этого фокуса, оказывавшего на воображение непосредственных его исполнителей, несомненно, сильнейшее воздействие, на диво прост. При изменении площади опоры накрененного моаи – опорой в момент движения становится вершина параллелепипеда – с изваянием внезапно произойдет то же, что и с человеком, которого сбили с ног подсечкой. Возникает опрокидывающий момент, а лишенный равновесия моаи, совершая вращения вокруг оси, падает под действием суммы моментов до тех пор, пока его приподнятое основание не коснется дороги. Шаг сделан. Повторяя эту операцию, 154 рабочих могут заставить 40-тонную моаи «зашагать» со скоростью до 250 метров в день, т.е. как вертикально поставленные рычаги.

В итоге получается, что горизонтальное перемещение изваяний о. Пасхи, равно как и спуск их со скалы, осуществляла, в конечном счете умело используемая сила тяжести, самая могущественная из сил, которую интуитивно укротили и заставили работать на себя древние ваятели.

 
Форум » Культуры и цивилизации » Чудеса света » Статуи острова Пасхи (моаи). Загадка из загадок (Как перемещали моаи до места установки)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: