Археология 3D

Спарта - город без стен - Форум - Археология 3D
Добро пожаловать, Гость!
Главная страница | Спарта - город без стен - Форум | Регистрация | Вход
ФОРУМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Спарта - город без стен
LeontichДата: Среда, 03.06.2009, 19:32 | Сообщение # 1
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
С глубокой древности люди окружали города стенами. Ведь только так можно было защитить свои жилища от внезапной атаки врага. И только жители небольшого города в Лаконии (на крайнем юге Греции) - Спарты - долгое время (до 2 в. до н.э.) обходились без укреплений. "Храбрые воины - лучшие стены города", - любили говорить спартанцы.

Спарта (Лакедемон) - настоящий исторический феномен. В этом городе-государстве существовала продуманная до мелочей система воспитания, направленная на создание мощной военной машины - неустрашимого и непобедимого войска, послушного воле правителей города (герусии, эфорам, царям). В истории нет другого примера столь выраженного подавления личностных качеств и воли людей во имя общих интересов. Спартанцам удалось создать нечто вроде муравейника, где каждый человек был частью общего дела.

Хотя с гуманистической точки зрения такое воспитание - явное надругательство над свободной человеческой волей, однако патриотизм и смелость спартанских воинов, на мой взгляд, заслуживают удивления и похвалы. Пример героического мужества спартанцев был явлен в битве в Фермопильском ущелье, где царь Леонид I во главе фаланги из 300 гоплитов в течение долгого времени сдерживал огромное персидское войско во главе с Ксерксом I. И сам Леонид и все его воины пали в этой битве.

Хотя я сам с неодобрением смотрю на спартанское воспитание, но при этом хочу заметить, что на эту тему в наши дни появилось много околонаучных спекуляций. Например, в каждом док. фильме о Спарте обязательно рассказывается о жестоком обычае: якобы спартанцы сбрасывали неполноценных детей со скалы. Мне довелось поговорить с одним человеком, который предоставил мне цитату с англоязычного археологического сайта EC "Archaeology in Europe" (перевод с сайта mobus):

Спартанцы не бросали младенцев со скалы
среда, 12.12.2007 15:09 70

Греческие антропологи опровергли устоявшееся убеждение, что древние спартанцы сбрасывали больных и слабых новорожденных со скалы, сообщает агентство France Press.

Тщательный анализ человеческих костей, извлеченных из ущелья Апофеты, показал, что они принадлежали подросткам и взрослым в возрасте от 18 до 35 лет.

По словам Теодороса Питсиоиса (Theodoros Pitsios), сотрудника факультета медицинской антропологии Афинского университета (Athens Faculty of Medicine Anthropologist), в ущелье находились останки 46 мужчин. Они датируются V и VI веком до н.э., и вполне могут подтвердить античные записи, свидетельствующие, что спартанцы сбрасывали в ущелье пленников, предателей и преступников.

По его мнению, останки могли принадлежать также герою Мессении Аристомену и его 50 воинам, отряд которых спартанцы разбили в сражении во время Второй Мессенской войны. То, что в ущелье сбрасывали младенцев, скорее всего, лишь миф, тем более, что источники, в которых описывается этот обычай, редки и относятся к более позднему периоду времени, подчеркивает антрополог. В частности, о том, что спартанцы сбрасывали в ущелье больных и слабых детей, писал Плутарх, труд которого относится к I в н.э.

Если про этот обычай ещё можно найти отдельные свидетельства у древних авторов, то гомосексуализм спартанцев - это уже на 100% детище современных недобросовестных историков. Тот же Плутарх сообщает, что за мужеложество в Спарте лишали всех гражданских прав, что означало и вечный позор и изоляцию в Лакедемоне. angry2

 
БастДата: Четверг, 04.06.2009, 17:18 | Сообщение # 2
Старший каменщик
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Leontich)
Хотя я сам с неодобрением смотрю на спартанское воспитание, но при этом хочу заметить, что на эту тему в наши дни появилось много околонаучных спекуляций.

Присоединяюсь к твоему мнению. Я с трудом себе представляю подобную систему воспитания...
Система Агогэ — система военного воспитания в Спарте. По этой системе, всякий мальчик, родившийся в Спарте, должен был пройти через эту систему. При рождении мальчика, его брали и относили на край пропасти Апофеты, где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной, некрасивый и т. д., то его сбрасывали в пропасть (по мнению современных учёных, убийства спартанцами своих детей — миф. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались спортом, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни илотов и грабили их, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так «отсеивались слабые». Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием. angry


Мир прекраснее, чем кажется на первый взгляд
 
LeontichДата: Четверг, 04.06.2009, 19:27 | Сообщение # 3
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
К этой информации надо относится осторожно, так как авторы статьи ссылаются на очень новые издания (2002-06 гг.). Уж больно красочно там описываются зверства спартанцев-подростков (например, про кишки). Быть может, у кого-то просто разыгралось воображение. dry

На досуге углублюсь в исторические источники, перечитаю Плутарха и других древних авторов. Посмотрим, если там подтверждение их слов.

P.S. За картинку - респект! smile

 
БастДата: Четверг, 04.06.2009, 21:37 | Сообщение # 4
Старший каменщик
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Leontich)
Уж больно красочно там описываются зверства спартанцев-подростков

Кажется, расчет на наше избалованное воображение...Дескать, ничем этих читателей не удивишь. dry

Quote (Leontich)
P.S. За картинку - респект!

Всегда пожалуйста! tongue


Мир прекраснее, чем кажется на первый взгляд
 
LeontichДата: Пятница, 05.06.2009, 18:20 | Сообщение # 5
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
Внимательно изучил "Древние обычаи спартанцев" Плутарха. У него ни слова про вырывание кишок. Он говорит только о воровстве еды у своих, находя этому логичное объяснение. Вот привожу цитату:

Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

 
БастДата: Пятница, 05.06.2009, 21:18 | Сообщение # 6
Старший каменщик
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Leontich)
скудная пища делает юношей более здоровыми

Возможно... smile Но нельзя обойтись без воровства? Получается, что заботясь о физическом здоровье, спартанцы напрочь забывали о нравственности... Не хотелось бы так думать. wacko
Как тебе такое? Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил. wink

Или такое..Плутарх обращает внимание читателя на величайшую стыдливость и целомудрие, которые проявляли молодые супруги уже в первый год их совместной жизни. Следуя правилу, установленному Ликургом, они могли встречаться лишь урывками, обязательно в неосвещенном помещении и непременно в тайне от всех окружающих. "Бывало, - замечает историк, - что уже и дети рождались у некоторых, прежде чем им удавалось увидеть своих супруг при свете дня". biggrin
А вот этого я вообще не понимаю! angry Защищая спартанцев от обвинений в бесстыдстве, Плутарх не мог ge умолчать о некоторых особенно щекотливых аспектах их сексуального поведения, явно идущих вразрез с общегреческими представлениями о морали. Но даже и эти очевидные отклонения от нравственной нормы он постарался обратить на пользу своим "подзащитным". По его словам (Lye. XV. 6-10), Ликург, стремясь вытравить из сердец граждан "пустую бабью (<…>) ревность", предоставил возможность "сообща заводить детей людям достойным" (<…>). Далее следуют два примера такого рода сообщества (оба заимствованы из "Лакедемонской политии" Ксенофонта -1.7-8).
В одном случае старому мужу молодой жены было дозволено допустить к ней какого-нибудь молодого человека безупречной репутации, пользующегося безусловным доверием и любовью старца, с тем чтобы детей, родившихся от этого союза, он мог потом воспитать как своих собственных. В другом случае "человек порядочный" мог "убедить" мужа понравившейся ему женщины, плодовитой и непременно благоразумной, уступить ему на время свои супружеские права на нее (<…>), "дабы породить хороших детей, единокровных (другим) хорошим детям".


Мир прекраснее, чем кажется на первый взгляд

Сообщение отредактировал Баст - Пятница, 05.06.2009, 21:20
 
LeontichДата: Суббота, 06.06.2009, 18:37 | Сообщение # 7
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
Quote (Баст)
"Бывало, - замечает историк, - что уже и дети рождались у некоторых, прежде чем им удавалось увидеть своих супруг при свете дня".

biggrin

Ну мне кажется, тут Плутарх преувеличивает biggrin
У них, что обряда бракосочетания вообще не было? Да и в любом случае глаза постепенно привыкают к темноте, так что можно распознать, кто там с тобой... biggrin

А про вырывание кишечника всё ищу и не могу найти. Дали бы хоть ссылку... Подозреваю, что это чья-то выдумка.. surprised
Криптии были карательными операциями против илотов (неполноправного населения Спарты). Да, илотов убивали за провинности, но Плутарх не сообщает о каких-то ужасающих зверствах со стороны спартанцев. Вот что он пишет в жизнеописании Ликурга:

"Криптия состояла в следующем. Время от времени спартанское правительство посылало нескольких молодых людей, вьщававшихся своими умственными способностями, за город без всякой цели. С ними не было ничего, кроме короткого меча и необходимых съестных припасов. Днем они скрывались, рассеявшись по тайным местам, и спали, ночью - выходили на дорогу и убивали попадавшихся им в руки илотов. Часто они бегали по полям и умерщвляли самых сильных и здоровых из них.

Фукидид, например, в своей "Истории Пелопоннесской войны" рассказывает, что спартанцы выбрали самых храбрых из илотов, надели им на голову венки, как бы желая отпустить их на волю, и стали водить из храма в храм. Вскоре все они, более двух тысяч, исчезли бесследно. Никто ни тогда, ни после не мог рассказать подробностей их смерти. Аристотель говорит даже, что и эфоры при вступлении своем в должность объявляют илотам войну, чтобы иметь возможность убивать их, не делаясь преступниками. Спартанцы обращались с ними всегда сурово и жестоко. Между прочим, они заставляли их напиваться допьяна чистым вином и затем приводили к сисситам, чтобы показать молодежи, до чего может довести пьянство. Далее им приказывали петь неприличные песни и исполнять непристойные, безнравственные танцы, запрещая в то же время приличные. Вот почему, когда илотам, взятым в плен, спустя много лет, во время похода на Спарту фиванцев, приказали, говорят, петь песни Терпандра, Алкмана и спартанца Спендонта, они просили освободить их от этого, "так как этого не велят им их господа". Тот, кто говорит, что в Спарте свободные пользуются высшей мерой свободы, а рабы - рабы в полном смысле этого слова, хорошо понимает разницу между ними. Но, мне кажется, такими бесчеловечными спартанцы сделались после, тогда в особенности, когда у них произошло страшное землетрясение, во время которого илоты восстали, говорят, вместе с мессенцами, вконец разорили страну и довели государство до края гибели. Я по крайней мере не решаюсь приписать установление такого ужасного обычая, как криптия, Ликургу, принимая во внимание мягкость его характера и его справедливость во всем - качества, засвидетельствованные самим оракулом".

 
БастДата: Воскресенье, 07.06.2009, 11:32 | Сообщение # 8
Старший каменщик
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Leontich)
песни Терпандра

Нигде не смогла найти слов песни..только упоминания. Интересно, о чем всё-таки пели? wink
...Орфей погиб, растерзанный вакханками — неистовыми служительницами бога Диониса, которые хотели жить не по закону, а по природе, как ветер дует и трава растет. Его голову и лиру бросили в море. Их понесло волнами и вынесло по другую сторону моря — на остров Лесбос. И Лесбос стал колыбелью греческой музыки. На нем родились Терпандр и Арион.
Спарта была сильна мужами и крепка оружием. Но два раза это не могло выручить ее из беды — и тогда ее спасало не оружие, а песня. Один раз это было во время внешней войны — с Мессенией: тогда Спарту спас афинский гость — поэт Тиртей. Другой раз это было опаснее — во время внутренних раздоров: тогда Спарту спас лесбосский гость — Терпандр.
Из-за чего возникли раздоры, никто не помнил, но они были страшные: город был как безумный, люди бросались друг на друга с мечами и на улицах и в застольях. Обратились в Дельфы; оракул сказал: «Призовите Терпандра и почтите Аполлона». Призвали Терпандра. В руках у него была невиданная лира — не четырехструнная, какую знали раньше, а семиструнная, какой она и осталась с тех пор. Он ударил по струнам — и, слушая его мерную игру, люди стали ровнее дышать, добрее друг на друга смотреть, побросали оружие, взялись за руки и, ступая в лад, повели хоровод в честь бога Аполлона. Он играл перед советом и народным собранием — и несогласные приходили к согласию, непримиримые мирились, непонимающие находили общий язык. Он играл в застольях и домах — ив застольях воцарялась дружба, а в домах — любовь. Потомки ничего не запомнили из песен Терпандра — разве что несколько строчек. Но память его благоговейно чтили во все века.


Роспись на амфоре. Около 450 г. до н.э. Орфей у фракийцев.


Мир прекраснее, чем кажется на первый взгляд
 
LeontichДата: Вторник, 09.06.2009, 19:43 | Сообщение # 9
Мастер
Группа: Пользователи
Сообщений: 139
Награды: 1
Статус: Offline
Quote
Призвали Терпандра. В руках у него была невиданная лира — не четырехструнная, какую знали раньше, а семиструнная, какой она и осталась с тех пор.

biggrin А смотри, что пишет Плутарх о Терпандре и ещё одном музыканте - Тимофее:

Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

Выходит, зря они струны дополнительные добавили. Спартанцы этого не оценили happy

 
БастДата: Вторник, 09.06.2009, 21:43 | Сообщение # 10
Старший каменщик
Группа: Друзья
Сообщений: 72
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Кифара — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент похож на профессиональную версию лиры. Имеет глубокую полость, использующуюся как объёмный резонатор,имела плоский деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны; число струн со временем увеличивалось (с 4 до 12); применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Кифара, как и лира — результат совершенствования более древнего музыкального инструмента — форминги, классического инструмента исполнителей героического эпоса. Кифра и лира считались инструментами Аполлона в отличие от авлоса — инструмента Диониса.

Античная кифара

Авлос-древний духовой музыкальный инструмент, род свирели с двойным язычком. Считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции.


Мир прекраснее, чем кажется на первый взгляд
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: