Археология 3D

Трехмерная реконструкция древеримского города Аквилея - Древний Рим - 3d-реконструкции - Археология 3D
Добро пожаловать, Гость!
Главная страница | 3d-реконструкции | Регистрация | Вход



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
3D-РЕКОНСТРУКЦИИ
Главная » 3d-реконструкции » Древний Рим

Трехмерная реконструкция древеримского города Аквилея
26.06.2015, 00:25

О происхождении названия

Вопреки народной этимологии названия «Aquileia», оно не имеет никакого отношения к латинскому слову «aquila» («орёл»). Предполагается, что река, на берегу которой был построен город, раньше носила кельтское название «Aquilis» (совр. итал.: Natisone/Натизоне), и именно от него был образован топоним «Aquileia».

История основания, развития и заката

После Второй Пунической войны Рим стал стремиться к расширению сферы своего господства дальше на север и восток. С этим обстоятельством связано основание Аквилеи в 181 году до нашей эры: с одной стороны, город должен был служить бастионом римлян для защиты от кельтов, а, с другой стороны, – стратегическим исходным пунктом для расширения римского господства. Поскольку здесь должны были начинаться военные походы, жители колонии являлись активными воинами.

Ипподром Аквилеи - трехмерная реконструкцияСвоим стратегическим значением Аквилея была обязана благоприятному местоположению у воды. Постепенно колония превратилась в торговый и портовый город. Благодаря тому, что Аквилея была расположена у места впадения реки Торре (итал.: Torre) в Натизоне, её речной порт вскоре стал одним из важнейших в Римской империи. В 4-м веке нашей эры обе эти реки изменили свои русла и в наши дни впадают в Изонцо (итал.: Isonzo).

При императоре Октавиане Августе (лат.: Octavianus Augustus) город стал столицей региона Венетия и Истрия (Venetia et Histria), охватывавшего большую административную территорию, включая современные регионы Венето (итал.: Veneto), Фриули, а также части Ломбардии (итал.: Lombardia), Словении и Истрии (итал.: Istria).

Благодаря тому, что Аквилея была расположена у реки и недалеко от Адриатического моря, сюда прибывало множество купцов и рабов с Востока. Этим же путём сюда могло прийти и христианство, так как переселенцы приносили с собой не только свои языки и культуры, но и религии. Вскоре город добился особого церковно-политического статуса и, наконец, смог расширить территорию своего религиозного управления до рек Минчо (итал.: Mincio) на востоке, Иллер (нем.: Iller) и Дунай на севере и до озера Балатон на северо-востоке.

Однако с 3-го века Аквилея стал терять своё экономическое значение из-за неблагоприятных событий: эпидемий чумы, изменения русел рек (в связи с этим речной порт стал недоступен для больших судов), угрозы военных вторжений и т.д. Особенно последнее обстоятельство, в конце концов, привело к гибели некогда крупного города: его равнинное местоположение и близость к нему легко проходимых Юлийских Альп (итал.: Alpi Giulie) облегчали завоевателям продвижение вперёд – город постоянно являлся первоочередной целью для захватчиков с северо-востока.

Самые тяжёлые разрушения Аквилея понесла в 452 году от рук гуннов, которые разграбили и сожгли её. Тогдашний епископ Аквилеи Секунд (лат.: Secundus) бежал в Градо (итал.: Grado), но после ухода гуннов снова вернулся. После этого враги вторгались в город ещё неоднократно.

Хотя лангобарды и обосновались в Аквилее, но в качестве своей столицы они выбрали не бывший торговый город, а располагавшийся чуть выше Чивидале (итал.: Cividale), где также находилась резиденция аквилейского патриарха. В результате этого Аквилея окончательно утратила своё политическое, экономическое и религиозное значение. Однако в начале 9-го века король лангобардов Карл I Великий (лат.: Carolus Magnus) выделил аквилейскому патриарху Максенцию (лат.: Maxentius) необходимые денежные средства для восстановления местной церкви.

В 11-м веке могущественный патриарх Поппо (итал.: Poppo) попытался вновь вернуть Аквилее часть её прежнего блеска: он повелел восстановить Кафедральный собор и возвести новый Епископский дворец, который иногда служил ему резиденцией. Но все его усилия не помогли вернуть городу его былое значение: преемники Поппо отдавали своё предпочтение городу Чивидале, а позже их резиденцией стал Удине (итал.: Udine). В 1751 году был упразднён и сам Аквилейский патриархат, и город утратил даже своё номинальное значение.

Современная Аквилея – это небольшой городок с численностью населения чуть более 3,5 тысяч человек, однако здесь сосредоточено множество памятников архитектуры, относящихся к разным эпохам.

Римский форум (лат.: Forum Romanum)

Римский форум с основанием 130 м ´ 70 м, лишь частично освобождённый от грунта, располагался, как это было принято в римских колониях, на пересечении двух главных улиц Аквилеи, одна из которых (Большой декуманус/лат.: Decumanus maximus) проходила с востока на запад, а другая (Большой Кардо/Cardo maximus) – с севера на юг. Его архитектурное оформление датируется 2-м веком нашей эры. Со всех 4 сторон форум окружён портиками, основания которых изначально чуть возвышались над уровнем поверхности этого участка. В портиках располагались лавки торговцев, таверны и публичные заведения, но из всего этого разнообразия сохранились лишь руины базилики. Предполагается, что портики были разрушены землетрясением.

В 1956 году в южной части Римского форума из фрагментов различных надгробных сооружений был реконструирован Римский мавзолей (лат.: Mausoleum) высотой 17 метров, при этом отдельные фрагменты этого монумента были найдены не в Аквилее, а в нескольких километрах к востоку от неё.

Палеохристианский музей (итал.: Museo Paleocristiano)

Этот музей истории раннего христианства расположен в Монастырском квартале (итал.: Monastero), который обязан своим названием Аквилейскому бенедиктинскому монастырю (Monastero delle Benedettine di Aquileia), документально упоминаемому начиная с 811 года. Помещения музея расположены в амбарах, являющихся частью сельского дома 18-века, который построен на руинах бывшей монастырской церкви, а та в свою очередь была возведена на месте раннехристианской церкви конца 4-го века.

На первом этаже музея, в его передней части, представлены напольные мозаики из других раннехристианских церквей и жилых домов, а также настенные мозаики с плотно сгруппированными в ряды миниатюрными прямоугольными мотивами, которые вполне могли служить в качестве узоров для персидских ковров.

В задней части первого этажа можно увидеть обнаруженную здесь при раскопках великолепную раннехристианскую напольную мозаику.

На втором этаже музея выставлены следующие экспонаты:

– живописные напольные мозаики, найденные в 1894 году рядом с апсидой более крупной раннехристианской церкви, расположенной к югу от Аквилеи;

– рельеф, изображающий спор апостолов Петра и Павла по поводу того, как относиться к язычникам;

– мозаика с мифической птицей-фениксом;

– рельеф 13-го века, на котором показана схватка орла с зайцем, предположительно символизирующая борьбу добра (орёл как символ благородства и небесной чистоты) со злом (заяц как олицетворение земной грязи).

На третьем этаже Палеохристианского музея расположена галерея с многочисленными плитами с надгробными надписями позднеантичного периода. При этом необходимо отметить следующие особенности этих плит:

– на них часто присутствуют изображения молящихся с воздетыми к небу руками – элемент, заимствованный у язычников с их надгробных плит;

– люди на них чаще всего изображены с узкими лицами, большими глазами (символ бдительности), а также длинными руками и кистями (символ благословения).

Римский речной порт (итал.: Porto romano)

Вдоль улицы Виа-Сакра (итал.: Via Sacra), окаймлённой с двух сторон кипарисовыми деревьями, выставлены памятные обелиски и конструктивные элементы, использовавшиеся при строительстве Речного порта, в том числе мраморная балка эпохи римского императора Траяна.

Строительство этого сооружения началось предположительно вскоре после основания города. При императоре Клавдии (лат.: Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) порт был расширен и позже многократно перестраивался. Причальные стенки были выложены из водостойкого истрийского камня. Предполагается, что уже в 4-м веке порт использовался мало или был вовсе заброшен.

До наших дней сохранились остатки фундамента проходившей по границе порта городской стены и развалины башен, стоявших по бокам лестниц, которые вели к поверхности воды.

Национальный археологический музей (итал.: Museo Archeologico Nazionale)

В этом музее, основанном Австрийским государством в 1882 году, выставлено множество экспонатов, в том числе скульптуры, мозаики, изделия из стекла и полудрагоценных камней (камеи и геммы). Его экспозиция создаёт представление о развитии художественных промыслов в античной Аквилее. Экспонаты датируются периодом со 2-го века до нашей эры по 5 век нашей эры.

На первом этаже музея расположено несколько залов.

– В первом зале выставлены римские портреты эпохи Поздней республики, самые новые из которых датируются 5-м веком. Для них в отличие от идеалистичных эллинистических изображений характерны чрезвычайная реалистичность и естественность исполнения.

Здесь основного внимания заслуживает мраморный рельеф, изображающий основание города, предположительно Аквилеи: на нём изображены быки, тянущие плуг. При этом вал свежевзрытой земли символизирует границу будущих городских стен.

– Во втором зале экспонируются портретные скульптуры представителей периода империи.

– В третьем зале представлены относящиеся к тому времени предметы культа мёртвых. Это – надгробные памятники и стелы в виде человеческих фигур, изображающих, например, мясника, землемера и т.п., и соответствующих профессии умершего, или в виде его ремесленных орудий.

– В четвертом зале выставлены изображения греко-римских, восточных и местных божеств.

Самым ценным экспонатом этого зала музея является рельеф, изображающий победоносную схватку Митры с туром.

На втором этаже музея расположено ещё несколько залов.

– В пятом зале экспонируются разнообразные предметы римского погребального инвентаря, например, украшения, посуда и другие предметы обихода, а также многочисленные изделия из янтаря.

– В шестом зале выставлен большой бронзовый канделябр, который некогда освещал зал, соединявший церковь, построенную после периода правления епископа Теодора (лат.: Theodorus), и Епископский дворец.

– В седьмом зале экспонируются терракотовые фигуры, керосиновые лампы, посуда, урны, письменные принадлежности и т.д.

– В восьмом зале выставлены изделия из бронзы: зеркала, лампы, пряжки и т.п.

– В девятом зале представлена богатая коллекция римского стекла, обнаруженная в захоронениях. Судя по всему, город быстро стал одним из крупнейших производителей стекла, но позже эта функция перешла к Венеции и острову Мурано (итал.: Murano).

На третьем этаже музея находятся ещё 3 зала.

– В десятом зале Национального археологического музея хранится новый фонд Римского форума Аквилеи.

– В одиннадцатом зале выставлены одежда и оружие римских воинов и лангобардов. Это – украшения и предметы женской одежды позднеантичного, готического и лангобардского (ломбардского) периодов. Кроме того, здесь же экспонируется позолоченная бронзовая скульптура головы римского императора, возможно, Максимина I Фракийца (лат.: Maximinus Thrax), убитого в Аквилее.

– В двенадцатом зале экспонируется коллекция монет.

В саду Национального археологического музея расположен лапидарий (лат.: Lapidarium), где хранятся фрагменты различных построек и многочисленные плиты с надписями, в том числе мозаика, на которой изображены Европа или Нереида на быке (1-й век нашей эры) и найденная в доме знати мозаика из триклиния с изображенными на ней отходами трапезы: листьями винограда, рыбьими головами и хребтами, фруктами, яичной скорлупой и т.д.

Римский некрополь (итал.: Nekropole romanum

Это кладбище располагалось, за пределами  городских стен, вдоль одной из крупных выездных дорог. Оно датируется 1-м веком нашей эры, но частично использовалось до 3-го века. Захоронения представляют собой главным образом могилы с урнами, так как до 2-го века погребения совершались, как правило, в урнах с прахом.

Раннехристианские молельни (оратории)

Рядом с Кафедральным собором находится место раскопок, где были расчищены от грунта фундаментные стены римского поселения. Древнейшие постройки этого комплекса были возведены, вероятно, во времена императора Октавиана Августа и расположены за пределами более древних городских стен периода Республики. В 2 из домов поселения в 4-м веке были устроены раннехристианские молельни (оратории/лат.: oratoria), от которых частично сохранились лишь напольные мозаики.

Кафедральный собор

На протяжении веков Кафедральный собор часто перестраивался и расширялся, поэтому в его современном облике соединены разные эпохи: от поздней античности до средневековья.

На том месте, где в наши дни расположен собор, епископ Аквилеи Теодор, повелел построить церковь. Её строительство началось, вероятно, ещё до принятия императором Константином I Великим (лат.: Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в 313 году так называемого Миланского эдикта (Edictum Mediolanensium) о свободе вероисповедания.

Здание церкви эпохи Теодора было разделено на 3 главных зала.

Северный зал с самыми древними мозаиками, который мог быть расширен при Теодоре из прежде небольшой молельни, вероятно, служил алтарём. Расположенный параллельно северному южный зал являлся, судя по всему, помещением, в котором наставляли готовящихся ко крещению. Прямоугольное помещение между северным и южным залами предположительно служило для совершения таинства миропомазания (конфирмации).

В 11-м веке над более низким полом бывшего северного зала, стен которого уже давно не было, была возведена кампанила (колокольня), в результате чего была утрачена часть мозаик, уложенных при Теодоре. Правда, более древняя мозаика южного зала площадью 750 квадратных метров сохранилась полностью. Она была раскопана в начале 20-го века и является самой большой сохранившейся мозаикой раннехристианского периода.

В 345 году северный зал церкви эпохи Теодора был расширен в 3,5 раза с учётом быстро растущей паствы Аквилеи. Южный зал тоже был увеличен в конце 4-го века, в результате чего фундаментные стены и основания колонн оказались приблизительно на своих нынешних местах. Предполагается, что баптистерий, расположенный напротив входа в Кафедральный собор, тоже был построен в ходе работ по расширению церкви.

Во время своего вторжения в город в 452 году гунны под предводительством Аттилы разрушили оба главных зала этой раннехристианской церкви. При её восстановлении пришлось отказаться от северного зала. И только в 9-м веке при патриархе Максенции Кафедральный собор был снова расширен.

При патриархе Поппо собор вновь подвергся реконструкции: была увеличена высота его боковых стен и построена кампанила, а на колоннах появились новые капители.

Категория: Древний Рим | Автор: GTCorporation | Теги: 3d, аквилея, Древнеримский, город, Трехмерная, реконструкция
Переходов: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Другие материалы по археологии и истории:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Какой раздел сайта кажется Вам наиболее полезным?
Всего ответов: 1079