Версаль (фр. Versailles) – это один из крупнейших в Европе дворцово-парковых комплексов, который в наши дни расположен в одноименном городе неподалеку от Парижа, а с середины 17-го века до начала Великой французской революции являлся главной резиденцией королей Франции. Построенное в стиле барокко здание Версальского дворца, длина самой протяженной части которого превышает полкилометра, считается апогеем европейской дворцовой архитектуры и с 17-го по 19-й века служило образцом для множества других дворцов более поздней постройки.
Начиная с 1661 года, при Людовике XIV, данное сооружение, первоначально представлявшее собой охотничий замок, который был возведён тогда ещё малоизвестным архитектором Филибером Ле Руа (фр.: Philibert Le Roy) для короля Людовика XIII, неоднократно перестраивалось и расширялось архитекторами Луи Лево (Louis Le Vau), Франсуа д'Орбе (François d’Orbay), Жюлем Ардуэном-Мансаром (Jules Hardouin-Mansart) и Робером де Коттом (Robert de Cotte). Автором внутренней отделки дворца был художник Шарль Лебрен (Charles Lebrun), а знаменитый Версальский парк был создан ландшафтным архитектором Андре Ленотром (André Le Nôtre). В период, когда Версальский дворец служил королевской резиденцией, он был почти полностью населен многотысячной «армией», состоявшей их придворной знати и слуг, и являлся культурным и политическим центром Франции.
В наши дни Версальский дворец вместе с 3 другими загородными дворцами, расположенными в одноименном парке, а также обширными садами открыт для посетителей. В то время как центральный корпус здания с государственными церемониальными залами 17-го и 18-го веков постройки сохранился в первозданном виде, в его больших боковых флигелях разместился основанный в 19-м веке Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец был включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 17-м веке Франция была самым могущественным государством Европы и благодаря Людовику XIV, который за ассоциировавшиеся с ним роскошь и процветание получил прозвище «король-солнце», стала культурным, экономическим и политическим центром континента. Королевский дворец являлся олицетворением потенциала Франции, а также символом её величия и мощи. Упорядоченность его парков отражала порядок, принесённый стране Людовиком XIV.
Пережив в период своего парижского детства угрозу так называемой Фронды (фр.: Fronde; антиправительственная смута 1648-1653 годов), король навсегда охладел к французской столице, но в то же время полюбил небольшой охотничий замок своего отца. Именно на его территории он мог построить соответствовавший его амбициям представительный и большой новый дворец, который к тому же был бы просто немыслим в тесном Париже. Решение о переносе сюда королевского двора из Лувра и дворца Тюильри (фр.: Tuileries), принятое Людовиком XIV в 1682 году, долго оказывало влияние на историю Франции. Именно здесь окончательно сформировался стиль его правления, названный позже абсолютизмом. Король хотел предотвратить новые восстания, подобные Фронде, и лишил французскую аристократию изначальной функции управления провинциями, передав её назначенным по его усмотрению чиновникам, а самих представителей знати призвал к своему двору. Этот шаг осложнил возможность возникновения вдали от его новой резиденции оппозиционного движения, подобного тому, которое обрушилось на его отца. Представители аристократии были лишены политической власти, получив в качестве компенсации ценные подарки и устраиваемые королем пышные пиршества. Некогда могущественное высшее сословие Франции послушно покинуло свои провинциальные замки, и лишь немногие его представители могли по-прежнему позволять себе содержание своего собственного придворного общества. Чтобы не отставать от времени и новейших придворных веяний, аристократы влезали в долги или получали от короля произвольную ренту.
Получение апартаментов в Версальском дворце было большой привилегией, которая к тому же создавала иллюзию нахождения в центре власти и участия в управлении страной. Аристократы, принадлежавшие к числу проживавших во дворце, были выше по рангу, чем те, которым каждый вечер приходилось возвращаться в свои парижские апартаменты. Важную роль в придворной жизни стал играть этикет, а малозначимые придворные должности обеспечивали их обладателям лишь чисто символическое политическое влияние. Добиться должностей и титулов можно было лишь при королевском дворе, а знатный феодал, дистанцировавшийся от Людовика XIV, подвергал себя опасности лишиться своих привилегий и титула. Поэтому аристократия практически постоянно держалась вокруг своего короля и пыталась угодить ему. Это способствовало тому, что периодически во дворце одновременно проживало по нескольку тысяч человек. Переход прав привилегированного сословия от поместного дворянства к придворной знати лёг постоянным тяжелым бременем на французское общество. Практически полностью освободившись от своих прежних обязанностей и функций, аристократия уже вскоре стала влачить декадентское существование. В то время как так называемому третьему сословию (горожанам во главе с буржуазией) приходилось нести налоговое и трудовое бремя, знать в соответствии со своим социальным статусом могла или даже была вынуждена предаваться праздности. Спустя более века этому обстоятельству суждено было спровоцировать Великую французскую революцию.
После смерти Людовика XIV в 1715 году и регентства Филиппа II Орлеанского от имени малолетнего Людовика XV придворная знать покинула огромный Версальский дворец и временно переехала в резиденцию Сен-Клу (фр.: Saint-Cloud) и парижский Королевский дворец (Palais Royal; Пале-Рояль). При преемниках «короля-солнца» Версаль утратил своё централизующее значение, и общество отныне вновь стало всё чаще собираться в том числе и в поместных замках знати или парижских особняках. Тем не менее, резиденции следующих королей, Людовика XV и Людовика XVI, тоже располагались в Версале, так что с 1682 года королевская семья почти постоянно жила во дворце, лишь на короткое время отлучаясь из него. Хотя при этих двух правителях стали чаще совершаться выезды во множество других дворцов, разбросанных в окрестностях Парижа, Версаль всё время оставался резиденцией правительства и центром Франции эпохи абсолютизма.
К концу так называемого Старого порядка (политического и социально-экономического режима периода с конца 16-го века до Великой французской революции; фр.: Ancien Régime) численность версальской придворной знати вместе с прислугой составляла около 10 тысяч человек, до 5 тысяч из которых проживало непосредственно во дворце. Собственно придворных среди них было не более 1 тысячи человек, а остальные 4 тысячи являлись горничными, поварами, телохранителями и прочей прислугой. Версальский дворец представлял собой целый город под одной большой крышей, в котором располагались апартаменты придворной знати, рабочие кабинеты и помещения, а также увеселительные заведения. В его коридорах и дворах обосновывались торговцы. Дворец был почти постоянно перенаселён. При этом часть аристократии, не принадлежавшей к королевской семье, была обедневшей и ютилась даже в тесных мансардных комнатах верхних этажей дворца или в соседнем здании под названием Grand Commun (буквально: «Большое общественное здание»), являвшемся, по сути, общежитием для придворных.
Первое документальное упоминание о Версале в пригороде Парижа датируется 1038 годом. Название этого поселения, происходящее от латинского слова versare («распахивать, вскапывать»), позволяет предположить, что относилось оно к небольшой крестьянской деревне и её полям, которые некогда располагались на этом месте. К 17-му веку на территории деревни Версаль сохранились небольшой полуразвалившийся замок и мельница. Земельные угодья и участки под крестьянские усадьбы принадлежали большей частью местному роду Гонди (Gondi), королевские же владения в Версале занимали заметно меньшую площадь. Людовик XIII, который во время своих охотничьих вылазок часто навещал эту богатую дичью область Галлии, иногда останавливался на ночлег в средневековом замке и даже в мельнице, на месте которой в 1623 году повелел построить охотничий домик, где впервые заночевал в 1624 году. Это строение, которое в шутку иногда называли «карточным замком», было настолько маленьким, что в нём даже не было помещений для королевы. После того, как Людовик XIII дополнительно приобрёл у семьи Гонди земельные угодья в Версале, он поручил Филиберу Ле Руа расширить охотничий домик, превратив его в трехфлигельный охотничий замок. Находившийся в Версале полуразрушенный старый замок позже был снесён. Новый же был построен в стиле раннего французского барокко из обожженного кирпича, перемежавшегося с архитектурными элементами из песчаника. Этот Охотничий замок до сих пор образует центр всего дворцово-паркового комплекса и охватывает Мраморный двор, последний и самый маленький из 3 парадных дворов, расположенных перед Версальским дворцом со стороны города. После смерти Людовика XIII здание Охотничьего замка перешло по наследству к его сыну и преемнику Людовику XIV. После своего прихода к власти в 1661 году молодой король регулярно проживал в этом замке, который поначалу служил для него главным образом в качестве загородного дворца и летней резиденции, а также являлся местом проведения больших придворных праздников.
Вопреки совету генерального интенданта финансов Жана-Батиста Кольбера (фр.: Jean-Baptiste Colbert), который из соображений экономии и престижа рекомендовал Людовику XIV построить новый королевский дворец, король отказался перенести свою версальскую резиденцию из старого Охотничьего замка, поэтому его здание, перед которым со стороны города позже был разбит Мраморный двор, было подвергнуто поэтапной реконструкции и интеграции в структуру нового дворца. Первый этап расширения замка, последовавший за целым рядом небольших реконструкций, которые осуществлялись с 1661 года, был начат в 1668 году после заключения Первого Ахенского мира. Реконструкция центрального строения, П-образного Охотничьего замка Людовика XIII, осуществлялась архитектором Луи Лево в период с 1668 по 1671 годы. Она включала в себя пристраивание к нему двух новых, наружных, флигелей, имевших по 2 корпуса каждый. При этом в пристроенных параллельных корпусах южного флигеля были размещены парадные комнаты королевы, а в параллельных корпусах северного флигеля – парадные комнаты Людовика XIV. На месте появившейся позже Зеркальной галереи (фр.: Galerie des Glaces) первоначально находилась большая терраса над аркадами первого этажа, расположенными со стороны сада.
В 1677 году король объявил Версаль будущей резиденцией правительства. Связанное с этим расширение дворца началось во время заключения Нимвегенских мирных договоров, ознаменовавших собой окончание Голландской войны 1672-1678 гг., а переезд сюда придворной знати происходил с 5 мая 1682 года. В период с 1678 по 1684 годы Жюль Ардуэн-Мансар сначала надстроил и реконструировал террасу Жилого корпуса вместе с соседними с ней салонами, а затем установил на ней салон Войны (фр.: salon de la Guerre) и салон Мира (salon de la Paix). Окна второго этажа с изначально горизонтальными перемычками были заменены на арочные окна, сочетавшиеся с зеркалами Зеркальной галереи. После выполнения этих изменений обращенный к саду фасад главного здания Версальского дворца получил свой нынешний внешний вид.
Чтобы расселить придворную знать, в 1678 году одновременно с расширением Жилого корпуса (фр.: Corps de Logis) были начаты работы в южном, а с 1685 года – в северном флигеле. Помимо этого Ардуэн-Мансар выступал за то, чтобы для увеличения жилого пространства надстроить дворец ещё одним этажом, однако король по неизвестным причинам отклонил это предложение. Здания обоих флигелей состоят каждое из 2 возведенных параллельно друг другу длинных, прямоугольных в плане, корпусов, по одному со стороны сада и одному – со стороны города. Каждая из этих пар параллельных корпусов в нескольких местах соединена между собой поперечными строениями, в результате чего внутри имеется по 2 внутренних дворика. Южный флигель дворца был практически полностью достроен в 1684 году, а северный – на 5 лет позже. Однако строительство расположенного со стороны города корпуса этого флигеля было остановлено из-за расходов, понесённых в ходе войны Аугсбургской лиги, и завершено лишь в 19-м веке. Для возведения северного флигеля дворца пришлось снести Грот Фетиды (фр.: Grotte de Téthys), украшенный статуями павильон с минеральным источником, построенный в 1664 году. Часть некогда стоявших там скульптур в наши дни находится в так называемом боскете «Бассейн Аполлона» (Bosquet des Bains d'Apollon), который расположен в Дворцовом парке. На месте Грота Фетиды возвышается здание Дворцовой часовни, построенное в 1710 году архитектором Робером де Коттом. Вход в часовню возможен через северный флигель дворца.
Флигели Версальского дворца и соседних с ним зданий сгруппированы вокруг 3 расположенных вдоль одной оси дворовых площадей, образующих практически непрерывное пространство и ведущих от центра дворца по направлению к городу. Первой из этих 3 дворовых площадей является небольшой Мраморный двор (фр.: Cour de Marbre) перестроенного Охотничьего замка. За ним следует Королевский двор (Cour Royale), окруженный пристроями Жилого корпуса, и, наконец, Двор министров (Cour des Ministres) с отдельно стоящими Министерскими флигелями (Ailes des Ministres), в которых размещались придворные чиновники короля. Со стороны города напротив этих дворов находились просторные здания Малой (фр.: Petite Écurie) и Большой (Grande Écurie) конюшен для лошадей и карет королевской семьи. К востоку от Версальского дворца расположено ограниченное южным флигелем дворца и южным Министерским флигелем отдельно стоящее четрырехфлигельное Большое общественное здание (Grand Commun), построенное в 1682 году, внутри которого располагались дворцовые кухни и жилые апартаменты для более чем 1 тысячи придворных слуг.
После переезда сюда в 1682 году придворной знати в окрестностях и самом Версале периодически работало более 22 тысяч человек, а, по свидетельствам одного современника, в 1685 году численность работников достигла и вовсе 36 тысяч человек. К концу 18-го века строительство Версаля в его современном виде было практически завершено, и ширина обращенного к саду фасада главного здания дворца составила 570 метров.
Экстерьер Версальского дворца выдержан в двух разных архитектурных стилях, которые к тому же производят противоречивое впечатление в силу того, что отдельные корпуса по-разному пристроены к главному зданию. Фасады дворца, обращенные к городу, образованы множеством кажущихся отдельными корпусов, так что лишь при более близком рассмотрении выясняется, что все они являются частями одного большого здания. Фасады дворца, окружающие Мраморный двор, выполнены в более старом, изначальном стиле Охотничьего замка, ещё соответствовавшем раннему французскому барокко. Они построены из красного кирпича, который перемежается с элементами из песчаника, а сами корпуса единого здания дворца увенчаны хорошо выделяющимися мансардными крышами.
Фасады, выходящие в сад, выдержаны в стиле типичного для Франции классического барокко и тем самым согласуются с заданным архитектором Лево стилем вновь пристроенных северного и южного флигелей дворца. В архитектуре Версальского дворца доминируют горизонтальные линии, и лишь выступающие, подобно ризолитам, порталы оживляют строгость облицованных песчаником фасадов. Опоясывающая внешняя балюстрада верхнего этажа дворца декорирована каменными вазами и изображениями различных трофеев и скрывает за собой плоские крыши.
Разнообразные архитектурные стили Версальского дворца, величественно-монотонные фасады со стороны сада и меньшего размера фасады со стороны города вызывали не только восхищение, но и критику. Это строение полностью контрастирует с другими французскими дворцами в стиле барокко, которые чаще всего были не только меньше по размерам, но и, подобно дворцу-усадьбе Во-ле-Виконт (фр.: Vaux-le-Vicomte) или дворцу Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte), имели павильонную структуру. Хотя в истории искусства фасады Версальского дворца, особенно обращенные к саду, часто описываются как производящие грандиозное впечатление, в то же время некоторые современники оценивали их как однообразные и монотонные. Так, генеральный интендант финансов Жан-Батист Кольбер называл дворец «маленьким человечком с большими руками и большой головой, то есть сооружением-монстром» (фр.: … un petit homme qui aurait de grands bras, une grosse tête, c'est-à-dire un monstre en bâtiments).
При Людовике XV была запланирована реконструкция обращенных в сторону города фасадов в стиле классицизма. При этом старые фасады должны были быть надстроены тёсаным камнем подобно фасадам, выходящим в сад. Кроме того, планировалось сооружение купола над главным зданием дворца. Этот проект возглавил архитектор Анж-Жак Габриэль (Ange-Jacques Gabriel). Однако по финансовым причинам с 1771 года проводилась только реконструкция обращенного в сторону города и обветшавшего к тому времени корпуса флигеля, который с тех пор сталь называться флигелем Габриэля (фр.: Aile Gabriel). Павильон расположенного напротив него корпуса (павильон, или флигель Дюфура; фр.: Pavillon Dufour) был стилистически согласован с ним лишь около 1820 года, а симметрия фасада, выходящего во двор, была наполовину восстановлена, лишь спустя почти полвека с начала реконструкции. Фасады противолежащих друг другу параллельных частей здания до сих пор имеют разные архитектурные стили. Планы полной стилистической реконструкции дворца в духе революционной архитектуры, выдвинутые в 1780 году Этьеном-Луи Булле (Étienne-Louis Boullée), реализованы не были.
Важнейшими помещениями в повседневной жизни королевского двора были Зеркальная галерея и примыкавшая к ней Спальня короля, а также Дворцовая часовня и последнее построенное при Старом порядке здание – Придворный оперный театр.
Второй этаж центрального здания Версальского дворца во всю его ширину занят анфиладным проходом Зеркальной галереи длиной почти 75 метров и шириной более 10 метров, а также расположенными по соседству с ней Салоном войны и Салоном мира. Прежде эти салоны служили проходами в королевские покои, причем Салон войны был посвящен королю, а Салон мира – королеве. Зеркальная галерея соединяла апартаменты королевской четы и своими 30 отделанными штукатуркой потолочными фресками, славящими короля, 357 зеркальными поверхностями, а также мраморными пилястрами производила захватывающее впечатление. 17 больших зеркал соответствуют по своим размерам и форме расположенным напротив них арочным окнам фасада, обращенного в сторону сада. Эти зеркала оптически переносили парк внутрь помещения и отражали в течение дня солнечный свет, а вечером – свет свечей. Во всю свою длину Зеркальная галерея увенчана сводом, скрытым внутри аттика, который виден на фасаде дворца.
До того, как у Северного флигеля дворца появилась Дворцовая часовня в её нынешнем виде, выполнявшее её функцию культовое помещение располагалось поочередно в разных комнатах самого дворца, в том числе и в будущем Салоне Геркулеса (фр.: Salon d'Hercule). Финансовые средства на возведение отдельного здания часовни внутри дворцово-паркового комплекса появились только после заключения Рисвикского мирного договора. Жюль Ардуэн-Мансар начал возведение Дворцовой часовни в 1699 году, но в 1708 году умер, не завершив строительство, поэтому достраивать её пришлось Роберу де Котту. Высота этого 2-этажного здания составляет 25 метров. Во внешнем облике часовни соединены между собой стили средневековой готики и барокко. На 3 внутренних фресках, выполненных разными мастерами, изображены Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Церковный орган был построен в 1711 году Робером Клико (Robert Clicquot). В часовне состоялось в том числе венчание Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Полностью деревянный Придворный оперный театр на 712 зрителей, расположенный у дальнего наружного края Северного флигеля дворца, является одним из последних сооружений, построенных при Старом порядке. Он был возведен в период с 1769 по 1770 годы в честь свадьбы Марии-Антуанетты и будущего Людовика XVI архитектором Анжем-Жаком Габриэлем. Глубина и высота его сцены составляет 21 метр при ширине портала около 7 метров.
История парков восходит к Малому парку (Petit Parc), созданному Жаком Буасо де ла Бародри (Jacques Boyceau de la Barauderie) для Людовика XIII. В своих современных масштабах они были построены ландшафтным архитектором Андре Ленотром в 3 этапа: с 1662 по 1667 гг., с 1668 по 1677 гг. и с 1678 по 1689 гг. Дворцовый парк делится на 3 зоны, типичные для всех садов и парков в стиле барокко: близлежащие ко дворцу партеры (декоративные композиции на горизонтальной плоскости), следующие за ними боскеты (декоративные композиции из стриженого кустарника на естественном или искусственном рельефе) и периферийный охотничий лес. Зона партеров, боскетов и Большого канала (фр.: Grand Canal) до сих пор называется Малым парком, а лесная зона, изначально занимавшая несколько тысяч гектаров – Большим парком (Grand Parc). Так называемая «главная ось», заимствованная из архитектуры дворцово-паркового комплекса Во-ле-Виконт, делит парки Версальского дворца и проходит от города через дворец, парк и Большой канал. Дворцовый парк украшало свыше 75 тысяч подстриженных деревьев и кустов. Примечательно, что его структура, организованная в стиле барокко, оставалась практически неизменной до конца Старого порядка. В эпоху Людовика XVI некоторые части Дворцового парка были переоформлены с одновременным облесением зон боскетов. Для этого были выкорчеваны и вновь засажены растениями большие площади парка.
Переход между дворцовой и парковой зонами образован партерами, которые своими низкорослыми насаждениями привлекают взгляд к самому зданию, а орнаментальной формой повторяют мотивы архитектурного декора. Перед Северным и Южным флигелями Версальского дворца расположены роскошные узорные партеры: Северный (фр.: Parterre du Nord) и Южный (Parterre du Midi), декорированные орнаментальными цветочными клумбами, а также множеством великолепных ваз и статуй. Перед Жилым корпусом расположены 2 больших бассейна, которые называются Водным партером (фр.: Parterre d’Eau). Водный партер украшен скульптурами, которые олицетворяют большие реки Франции и тем самым служат символом величия страны. Со стороны Водного партера открывается вид на Большой канал.
15 боскетов повторяют залы дворца. Здесь методом ландшафтного дизайна были созданы салоны из живых изгородей и деревьев, дополнительно украшенные статуями, фонтанами и искусно подстриженными растениями.
Центр Малого парка образован многоступенчатым фонтаном Латоны (фр.: Fontaine de Latone), от него начинается Королевская аллея (Allée du Roi), ведущая к бассейну Аполлона с фонтаном (фр.: Bains d'Apollon), из которого бог Солнца символически поднимается навстречу королю. За этим бассейном берёт начало проложенный в форме креста Большой канал, оптически увеличивающий протяженность парка и одновременно используемый для осушения болотистой местности. При Старом порядке водное пространство канала рассекали венецианские гондолы, управляемые гондольерами-итальянцами, для которых было устроено отдельное жилое пространство под названием «Маленькая Венеция» (Petite Venise). В этой части канала даже стояла на якоре копия военного корабля. Вдоль южного рукава Большого канала располагался большой зверинец, в котором в период с 1668 по 1681 годы Людовик XIV содержал в том числе одного африканского слона, являвшегося дипломатическим подарком из Португалии.
Дворцовый парк, как и сам дворец, тоже служил для прославления короля-солнца. Так, фонтаны и скульптурные группы изображают сюжеты из греческой мифологии в качестве аллегорий правления Людовика XIV. Сады поднимаются к дворцу множеством террас, что сделано для того, чтобы приходящим сюда придворным приходилось подниматься до уровня короля не только символически. Звездообразные пересечения дорог присутствуют в разных местах парка, но все главные дороги ведут к доминирующей центральной оси дворцово-паркового комплекса, которая проходит от Большого канала ко дворцу и дальше через город и символизирует собой то, что все дороги сходятся у трона короля.
Первый путеводитель по парку был составлен самим Людовиком XIV. В нём он рекомендовал для прогулки окольный путь, объяснил, что означают отдельныt статуи и фонтаны, и указывал на особенности парковых насаждений.
Для орошения парков пришлось создать систему акведуков и водопроводов. Близ города Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi) усилиями нескольких тысяч рабочих была построена так называемая Машина Марли (Machine de Marly) – большая насосная установка, которая подавала необходимые количества воды на территорию дворца. Длина системы труб, снабжавшей водой Дворцовый парк, составляла более 160 километров. Несмотря на это, в то время не было технических возможностей для достаточного снабжения водой фонтанов и бассейнов парка, поэтому одновременная работа всех фонтанов была невозможна. В связи с этим во время прогулок короля всегда включались лишь те каскады фонтанов, у которых он останавливался. В период расцвета Версальского дворца в парке работало более 1 400 фонтанов.
Под южным флигелем дворца расположена построенная Ардуэном-Мансаром Оранжерея, которая пришла на смену прежнему сооружению меньшего размера, созданному архитектором Лево. Это огромное здание интегрировано в склон холма (влево и вправо от него спускаются сотни ступеней) и несет на себе часть большого партера, расположенного перед южным флигелем дворца. Длина центральной галереи Оранжереи составляет 155 метров. Здание Оранжереи с огромными арочными окнами полностью построено из тёсаного камня и считается самым выдающимся образцом французского камнетёсного искусства. Перед ним находится ещё один партер, который летом бывает украшен сотнями апельсиновых деревьев, убираемых на зиму внутрь Оранжереи. С другой стороны этой садовой зоны расположен большой бассейн под названием «Швейцарское озеро» (фр.: Pièce d'Eau des Suisses). Свое название этот бассейн получил в связи с тем, что его котлован был вырыт размещавшейся во дворце швейцарской гвардией.
К востоку от Швейцарского озера находится разбитый в 1678 году Королевский огород (Potager du Roi).
В Дворцовом парке расположено несколько загородных дворцов: Большой Трианон (фр.: Grand Trianon), Малый Трианон (Petit Trianon), а также Деревушка королевы (Hameau de la Reine).
Просторный дворец Большой Трианон с относящимся к нему садом был построен ещё при Людовике XIV. Первоначально он предназначался для короля и его семьи, однако со временем стал доступен и для широкого круга придворной знати. Находящийся по соседству Малый Трианон, представляющий собой небольшой дворец в стиле классицизма, был построен по повелению Людовика XV для его любовницы маркизы де Помпадур (фр.: Madame de Pompadour). Однако она умерла до завершения строительства. После того, как наследник престола, Людовик XVI, подарил этот дворец Марии-Антуанетте, Малый Трианон был роскошно отделан, а рядом с ним была разбита новая садовая зона, где нашлось место даже для небольшого театра. Кроме того, королева, следуя тогдашней моде, повелела построить для себя искусственную деревню (Деревушка королевы) с визуально покосившимися избушками, которые в действительности являлись пышной декорацией для постановки пасторалей.
Все эти здания были построены в получасе ходьбы от Версальского дворца, чтобы короли могли расслабиться и отдохнуть вдали от дворцовой суеты. Помимо этого Версальский дворец был окутан целой сетью более мелких дворцов и замков. На территории дворцово-паркового комплекса прежде также располагался дворец Кланьи (фр.: château de Clagny), посвященный мадам де Монтеспан (Madame de Montespan) и снесенный уже в 1769 году, а всего в получасе езды от него верхом находился дворцово-парковый комплекс Марли, который благодаря своим садам и фонтанам являлся одним из самых известных загородных дворцов конца 17-го века. Кроме того, в пределах досягаемости также находились королевские резиденции Сен-Жермен-ан-Лей (фр.: château de Saint-Germain-en-Laye) и Сен-Клу (château de Saint-Cloud).
Перед Версальским дворцом постепенно возник город Версаль (Versailles), хотя первоначально на его месте располагался лишь небольшой рынок. Поселение, находившееся в полной зависимости от королевского дворца, получило права города лишь в 1787 году. При этом заселение происходило главным образом по направлению к дворцу, а территория города была интегрирована в общую с дворцово-парковым комплексом планировку. Длинные аллеи по-прежнему ведут через геометрически правильные городские кварталы и соединяются перед самым Версальским дворцом. Людовик XIV всячески поддерживал строительные проекты и таким образом создал парадный образец города-резиденции в стиле барокко. Экономическую жизнь Версальского дворца обеспечивало более 15 тысяч придворных поваров, пекарей, портных, столяров и плотников, населявших сам дворец и город. В этот период население Версаля увеличилось более чем до 100 тысяч человек, однако быстро сократилось после того, как в 1789 году король Людовик XVI вынужденно перенес свою резиденцию в Париж.
|