Эль-Обейдская (Убейдская) культура — археологическая культура эпохи энеолита. Сложилась на территории Южной Месопотамии в 5-м тысячелетии до н. э.. К середине 4-го тысячелетия до н. э. распространилась на Северную Месопотамию, а также на территорию Сиро-Киликии, Малой Азии (район Малатии) и к югу от озера Урмия.
Своё название культура получила по материалам раскопок экспедиции Л. Вулли, работавшей в 1923—1924 годах у поселения Телль-эль-Убейд (или Обейд), в 6 км от развалин древнего города Ура, на территории Ирака.
Для эль-обейдской культуры характерны монохромная расписная керамика ручной лепки, в основном с геометрическим рисунком, иногда в форме животных; кроме того на поселениях в малых количествах обнаружена медная посуда. Среди других находок - печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки.
Выделяют классический южный вариант и более поздний северный, в котором наряду с южно-убейдскими чертами заметно сильное влияние предшествующей халафской культуры (двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, более массивные чем в южном варианте женские статуэтки, изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями (на юге - стройные, удлинённые фигурки стоящих женщин).
Население убейдской культуры занималось земледелием и скотоводством. В земледелии применялась ирригация (каналы). Дома строились из сырцового кирпича. Для поселений характерна группировка жилых и хозяйственных помещений вокруг центрального культового святилища — монументального храма на платформе.
Предположительно, носителями культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса.
Своё название культура получила по материалам раскопок экспедиции Л. Вулли, работавшей в 1923—1924 годах у поселения Телль-эль-Убейд (или Обейд), в 6 км от развалин древнего города Ура, на территории Ирака.
Для эль-обейдской культуры характерны монохромная расписная керамика ручной лепки, в основном с геометрическим рисунком, иногда в форме животных; кроме того на поселениях в малых количествах обнаружена медная посуда. Среди других находок - печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки.
Выделяют классический южный вариант и более поздний северный, в котором наряду с южно-убейдскими чертами заметно сильное влияние предшествующей халафской культуры (двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, более массивные чем в южном варианте женские статуэтки, изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями (на юге - стройные, удлинённые фигурки стоящих женщин).
Население убейдской культуры занималось земледелием и скотоводством. В земледелии применялась ирригация (каналы). Дома строились из сырцового кирпича. Для поселений характерна группировка жилых и хозяйственных помещений вокруг центрального культового святилища — монументального храма на платформе.
Предположительно, носителями культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса.