Дзёмон — неолитическая культура Японии (13000 тыс. лет назад — III в. до н.э.). Названа по типу керамики с верёвочным орнаментом — дзёмон. Была распространена по всему архипелагу, от Хоккайдо до Рюкю. Основными занятиями населения были собирательство, охота, речное и морское рыболовство.
Термин «веревочная керамика» был впервые употреблен Э. Морсом в 1879 г., а окончательно утвердился в научной литературе после того, как японский археолог Яманоути Сугао в 1937 г. выделил пять характерных для этого периода хронологически последовательных типов керамики. С этого времени вся хронология периода Дзёмон стала строиться на типах керамики. К настоящему времени выделено около пятидесяти основных разновидностей керамики Дзёмон.
На раннем этапе существования культуры на сосуд путем наложения на сырую глину отдельных нитей растительного волокна наносился вертикальный узор. Позже волокна стали сплетаться, узор составлялся из горизонтальных полос, приобретая вид «ёлочки». Средний этап характеризуется диагональным узором, а в позднем преобладает геометрический узор с разнонаправленным расположением веревочных отпечатков.
Обжиг глины происходил в ямах, на дне которых разводился костер. Температура составляла всего 600-800° градусов, поэтому сосуды отличались повышенной хрупкостью. Важно то, что в непосредственной близости от Японии данная технология производства керамики не использовалась, что говорит о её неместном происхождении.
Большая часть керамики (особенно в ранний и средний периоды) имела утилитарное назначение, предназначаясь для варки пищи и хранения пищевых запасов и воды. Однако ценителям искусства культура Дзёмон известна в первую очередь по замечательным культовым сосудам со «змеиными» мотивами и пластическими изображениями голов животных. Этот тип керамики относится к позднему периоду.
Согласно результатам радиоуглеродного анализа, наиболее ранние образцы фрагментов японской керамики датированы 13 тысячами лет. Распространение керамики на Японских о-вах началось с северо-западного острова Кюсю, наиболее подверженного континентальному влиянию.
По двум основным типам керамики территориально культура Дземон подразделяется на два крупных культурных ареала, совпадающих с границами природных зон: юго-западный (орнамент наносился с помощью ногтей) и северно-восточный (веревочный орнамент). Граница между ними проходит в районе современного Токио, где эти виды керамики накладываются друг на друга.
Интересный момент: тогда как в Китае появление керамики послужило толчком для перехода к земледелию, в Японии возникновение гончарного производства и переход к производящему типу хозяйства отстояли друг от друга примерно на 12 тыс. лет. Получается, что производство керамики в Японии обеспечивало потребности присваивающего хозяйства.
Помимо керамики культура Дзёмон характеризуется большим количеством украшений – серьгами, изготовленными из раковин, камня, глины, зубов диких животных, и браслетами из раковин.
Культовый характер имеют глиняные статуэтки догу высотой от 3 до 30 см. Среди них встречаются зооморфные (изображающие различных животных) статуэтки. Большинство же составляют антропоморфные изображения – в основном стилизованные женские изображения с утрированными формами. Интересно, что подавляющее большинство догу были найдены разбитыми. По-видимому, они создавались специально для того, чтобы быть разбитыми в ритуальных целях.
Для культуры Дзёмон типичны коллективные погребения (на севере их окружали подобием загородки из камней). Люди похоронены в скорченном положении (на спине, на боку или на животе) с ориентацией головы на юго-восток, или же в распрямленном положении без ориентации на какую-либо из сторон света. Известны захоронения в «раковинных кучах», а также погребения в керамических сосудах.
Погребения сопровождает следующий инвентарь - гребни, серьги, ожерелья, браслеты. Погребальной одеждой служили звериные шкуры или куски материи. Исследования захоронений показали, что девушкам и юношам в возрасте 17-18 лет подпиливали и удаляли определенные зубы, что, вероятно, было связано с обрядом инициации - переходом в категорию взрослых мужчин и женщин.
Термин «веревочная керамика» был впервые употреблен Э. Морсом в 1879 г., а окончательно утвердился в научной литературе после того, как японский археолог Яманоути Сугао в 1937 г. выделил пять характерных для этого периода хронологически последовательных типов керамики. С этого времени вся хронология периода Дзёмон стала строиться на типах керамики. К настоящему времени выделено около пятидесяти основных разновидностей керамики Дзёмон.
На раннем этапе существования культуры на сосуд путем наложения на сырую глину отдельных нитей растительного волокна наносился вертикальный узор. Позже волокна стали сплетаться, узор составлялся из горизонтальных полос, приобретая вид «ёлочки». Средний этап характеризуется диагональным узором, а в позднем преобладает геометрический узор с разнонаправленным расположением веревочных отпечатков.
Обжиг глины происходил в ямах, на дне которых разводился костер. Температура составляла всего 600-800° градусов, поэтому сосуды отличались повышенной хрупкостью. Важно то, что в непосредственной близости от Японии данная технология производства керамики не использовалась, что говорит о её неместном происхождении.
Большая часть керамики (особенно в ранний и средний периоды) имела утилитарное назначение, предназначаясь для варки пищи и хранения пищевых запасов и воды. Однако ценителям искусства культура Дзёмон известна в первую очередь по замечательным культовым сосудам со «змеиными» мотивами и пластическими изображениями голов животных. Этот тип керамики относится к позднему периоду.
Согласно результатам радиоуглеродного анализа, наиболее ранние образцы фрагментов японской керамики датированы 13 тысячами лет. Распространение керамики на Японских о-вах началось с северо-западного острова Кюсю, наиболее подверженного континентальному влиянию.
По двум основным типам керамики территориально культура Дземон подразделяется на два крупных культурных ареала, совпадающих с границами природных зон: юго-западный (орнамент наносился с помощью ногтей) и северно-восточный (веревочный орнамент). Граница между ними проходит в районе современного Токио, где эти виды керамики накладываются друг на друга.
Интересный момент: тогда как в Китае появление керамики послужило толчком для перехода к земледелию, в Японии возникновение гончарного производства и переход к производящему типу хозяйства отстояли друг от друга примерно на 12 тыс. лет. Получается, что производство керамики в Японии обеспечивало потребности присваивающего хозяйства.
Помимо керамики культура Дзёмон характеризуется большим количеством украшений – серьгами, изготовленными из раковин, камня, глины, зубов диких животных, и браслетами из раковин.
Культовый характер имеют глиняные статуэтки догу высотой от 3 до 30 см. Среди них встречаются зооморфные (изображающие различных животных) статуэтки. Большинство же составляют антропоморфные изображения – в основном стилизованные женские изображения с утрированными формами. Интересно, что подавляющее большинство догу были найдены разбитыми. По-видимому, они создавались специально для того, чтобы быть разбитыми в ритуальных целях.
Для культуры Дзёмон типичны коллективные погребения (на севере их окружали подобием загородки из камней). Люди похоронены в скорченном положении (на спине, на боку или на животе) с ориентацией головы на юго-восток, или же в распрямленном положении без ориентации на какую-либо из сторон света. Известны захоронения в «раковинных кучах», а также погребения в керамических сосудах.
Погребения сопровождает следующий инвентарь - гребни, серьги, ожерелья, браслеты. Погребальной одеждой служили звериные шкуры или куски материи. Исследования захоронений показали, что девушкам и юношам в возрасте 17-18 лет подпиливали и удаляли определенные зубы, что, вероятно, было связано с обрядом инициации - переходом в категорию взрослых мужчин и женщин.