Азильская культура — археологическая культура и технологическая традиция эпохи эпипалеолита. Была распространена на севере Испании и юге Франции. Относится в основном к 8 тысячелетию до н.э.; одновременна Аллерёдскому климатическому перепаду. Сосуществовала с другими эпипалеолитическими культурами Европы – Тёнгерской культурой Северной Европы, Свидерской культурой северо-восточной Европы, Совтерской и следующей за ней Тарденуазской во Франции, Бельгии и Швейцарии, культурой Маглемозе в Дании и на востоке Британии.
Азильская культура следует за мадленской культурой и, по мнению большинства археологов, представляет собой её финальную стадию. По-видимому, резкие климатические изменения привели к сильному обеднению мадленской культуры. Во всяком случае азильские орудия и искусство – либо более грубые и распространены меньше чем мадленские, либо имеют совершенно другой вид. В азильской культуре по сравнению с поздним этапом мадленской культуры сильно возрастает число микролитов.
Характерные артефакты азильской культуры — так называемые азильские наконечники (микролиты с закруглёнными спинками), грубые плоские костяные гарпуны и галька, украшенная абстрактными рисунками. Последнюю чаще всего обнаруживают в бассейне реки Ариз на типовом памятнике Ма-д’Азиль (отсюда название культуры) во французских Пиренеях.
На последней стадии существования азильская культура испытывает сильное влияние соседней тарденуазской культуры, что проявляется в наличии большого количества геометрических микролитов вплоть до наступления неолита, которые в ряде западных областей появились намного позже.
Очень похожа на Азильскую культура, распространённая в Средиземноморской Испании и на юге Португалии. Так как у последней отсуствуют изделия из кости, её условно обозначают как «иберский микроламинарный микролитизм». В дальнейшем из неё развился так называемый «геометрический микролитизм», родственный Тарденуазской культуре.