Мадленская культура – одна из позднейших палеолитических культур (15000—8000 до н. э.). Сменила солютрейскую культуру и предшествовала азильской культуре эпипалеолита.
Была выделена французским археологом Г. Мортилье в конце 60-х годов XIX. Название получила по пещере Ла-Мадлен (La Madeleine) на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция).
Мадленская культура была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии и имела ряд местных разновидностей. Возникла и развивалась на завершающей стадии последнего вюрмского оледенения.
В мадленской культуре исчезают солютрейские кремнёвые наконечники и техника отжимной ретуши, применявшаяся при обработке кремня. Начинают преобладать разнообразные кремнёвые резцы, проколки, скребки. Высоко развития достигает обработка кости. Обнаружены гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости.
Для мадленской культуры характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные, монохромные и полихромные изображения на стенах и потолках пещер.
Завершающий период существования мадленской культуры отмечен распространением мелких кремнёвых орудий геометрических очертаний, представляющих собой постепенный переход к геометрическим микролитам.
Носители мадленской культуры были охотниками; жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур; часто кочевали, преследуя стада северных оленей.
Для мадленской культуры характерно также развитое пещерное искусство.
Термины «Мадленская культура» и «мадленская эпоха» употребляются в широком смысле для обозначения последнего этапа развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья; но на самом деле распространённые на всей этой обширной территории памятники конца позднего палеолита сильно различаются между собой и принадлежат к разным культурам.
Была выделена французским археологом Г. Мортилье в конце 60-х годов XIX. Название получила по пещере Ла-Мадлен (La Madeleine) на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция).
Мадленская культура была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии и имела ряд местных разновидностей. Возникла и развивалась на завершающей стадии последнего вюрмского оледенения.
В мадленской культуре исчезают солютрейские кремнёвые наконечники и техника отжимной ретуши, применявшаяся при обработке кремня. Начинают преобладать разнообразные кремнёвые резцы, проколки, скребки. Высоко развития достигает обработка кости. Обнаружены гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости.
Для мадленской культуры характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные, монохромные и полихромные изображения на стенах и потолках пещер.
Завершающий период существования мадленской культуры отмечен распространением мелких кремнёвых орудий геометрических очертаний, представляющих собой постепенный переход к геометрическим микролитам.
Носители мадленской культуры были охотниками; жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур; часто кочевали, преследуя стада северных оленей.
Для мадленской культуры характерно также развитое пещерное искусство.
Термины «Мадленская культура» и «мадленская эпоха» употребляются в широком смысле для обозначения последнего этапа развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья; но на самом деле распространённые на всей этой обширной территории памятники конца позднего палеолита сильно различаются между собой и принадлежат к разным культурам.