Солютре́йская культу́ра — археологическая культура середины позднего палеолита. Была распространена на территории Франции и Северной Испании. Название получила по стоянке Солютре во Франции (департамент Соны и Луары). Пришла на смену ориньякской и перигорской культурам и сменилась мадленской культурой. Радиоуглеродным методом датируется 18—15 тыс. лет до н. э. Была выделена в конце 60-х гг. XIX в Г. Мортилье.
Солютрейская культура характеризуется искусно изготовленными, обработанными с двух сторон совершенной отжимной ретушью кремнёвыми (т.н. солютрейскими) наконечниками в форме лаврового или ивового листа с выемкой. Данный способ обработки кремня состоял в следующем: при помощи костяного отжимника с поверхности орудия скалывались тонкие чешуйки. Этот метод зародился раньше, но достиг своего расцвета именно в солютрейскую эпоху. Он позволял изготовлять наконечники стрел и копий такими же тонкими как позже появившиеся железные наконечники тех же размеров.
Часть наконечников предназначалась для копий и дротиков, часть — для ножей и кинжалов. Также на стоянках солютрейцев обнаружены кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, крючки, жезлы, произведения искусства и др.
Район распространения типичной солютрейской культуры — Средняя и Южная Франция. Но при этом самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии. В Северной Франции, Бельгии и Англии встречаются памятники, типологически близкие к ранней фазе солютрейской культуры, но более развитая индустрия здесь попадается редко или совсем отсутствует.
В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России также обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой.
Одна из современных теорий предполагает проникновение носителей Солютрейской культуры и в Северную Америку, где ими была создана культура Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).
Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди.
Солютрейская культура характеризуется искусно изготовленными, обработанными с двух сторон совершенной отжимной ретушью кремнёвыми (т.н. солютрейскими) наконечниками в форме лаврового или ивового листа с выемкой. Данный способ обработки кремня состоял в следующем: при помощи костяного отжимника с поверхности орудия скалывались тонкие чешуйки. Этот метод зародился раньше, но достиг своего расцвета именно в солютрейскую эпоху. Он позволял изготовлять наконечники стрел и копий такими же тонкими как позже появившиеся железные наконечники тех же размеров.
Часть наконечников предназначалась для копий и дротиков, часть — для ножей и кинжалов. Также на стоянках солютрейцев обнаружены кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, крючки, жезлы, произведения искусства и др.
Район распространения типичной солютрейской культуры — Средняя и Южная Франция. Но при этом самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии. В Северной Франции, Бельгии и Англии встречаются памятники, типологически близкие к ранней фазе солютрейской культуры, но более развитая индустрия здесь попадается редко или совсем отсутствует.
В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России также обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой.
Одна из современных теорий предполагает проникновение носителей Солютрейской культуры и в Северную Америку, где ими была создана культура Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).
Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди.